Закрыть

Подняться со дна

Журналистские наблюдения во время рейдов по местам обитания бездомных
Дмитрий Стрелков
журналист
14 мая 2020

Лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня.

Владимир Короленко, «Дети подземелья»

Большинству образованных людей истории про бездомных известны из литературы. Будь то повести Владимира Короленко о нищих из его детских воспоминаний, известная пьеса Максима Горького о социальном дне или даже диккенсовский Оливер Твист. При всей возможной серьёзности литературных приёмов в сознании читателя всё равно нет-нет, да промелькнёт романтизированный образ бездомного. Настоящая жизнь не изобилует красками литературного слога. Корреспондент «Сусанина» Дмитрий Стрелков слегка соприкоснулся с реальностью бездомной жизни в Ижевске.

Повод для встречи

«Интерес» властей к бездомным в столице Удмуртии весной 2020 года возник из-за ситуации, связанной с пандемией коронавируса. Глава республики Александр Бречалов призвал разместить бездомных в приютах для оказания им необходимой помощи.

В Ижевске есть два основных места, куда несколько лет обращаются бездомные — социальный приют на улице Шевченко, 25 и центр для ночлега на Воткинском шоссе, 158а. Именно обращаются, ведь главное здесь — воля, заставляющая человека подняться с социального дна и вернуться в общество. Добровольцы и сотрудники городской администрации лишь могут рассказать людям без определённого места жительства о такой возможности, но заставить их покинуть улицу никто не вправе. Что же заставляет людей вести подобный образ жизни? Многие из них сознательно выбирают «бомжевание». Но не для всех людей этот выбор самостоятелен.
Вместе с замглавы администрации Ижевска Дмитрием Чистяковым идём в район новостроек на севере города. Здесь в тени высоток у опушки леса осталось несколько домиков от бывшего садоводческого массива. Дощатая постройка «в одно окно». Дом столь маленький, будто создан для иллюстрации сказки Джанни Родари. Печи нет, электричества, естественно, тоже. Туалет на улице и не имеет стен. Но территория вокруг прибрана, прошлись граблями. Листва и ветки собраны в аккуратную кучу. Меж деревьев на верёвке сушится выстиранная одежда. На лавке за самодельным столом встречают двое. Ей 52 года, ему 42, документы у обоих украдены. У мужчины ампутированы пальцы ног из-за обморожения.

Женщина живёт на улице сравнительно недавно, примерно с 2011 года. Со спутником познакомилась тоже не очень давно, но он без дома с конца 1990-х. Свою историю он не захотел рассказать, а женщина поведала, что оказалась бездомной по глупости, поверила «чёрным риелторам». Была у неё одна квартира в городе, ещё одна была записана на сына в селе Кильмезь. Что-то не досмотрела, не дочитала документы, которые подписывала, так и оказалась с взрослым сыном на улице. Про государственную социальную помощь не знала. Рассказала, что как-то их увозили в религиозную организацию «Дело веры». Пели песни, молились, отправляли работать или собирать подаяние. Но этих денег никто из бездомных не видел.
Хотела паспорт восстановить. Полиция нам как сказала, платите госпошлину по 2000 рублей. А где мы деньги эти возьмём? Воровать что ли идти?»
Бездомная
Единственный заработок — сдача металлолома. Сердобольные горожане помогают продуктами: «Из церкви бабушка ходит… Вот тут в доме знакомая у нас есть, тоже помогает». Узнав от Дмитрия Чистякова, что в социальном центре могут даром восстановить паспорт и оформить инвалидность, бездомная женщина с энтузиазмом отозвалась: «Не будем бомжевать ходить, снимем комнату».

Поодаль дом, в котором живёт с приятелем 35-летний сын нашей новой знакомой. Паспорта у него тоже нет, зато есть мобильный телефон. Молодые люди также рассказали, что имели печальный опыт «социальной работы» в религиозных организациях, не имеющих отношения к Русской православной церкви. С энтузиазмом взяли номера телефонов Минсоцтруда, когда им объяснили, что существует реальная возможность восстановить документы за счёт государства.

Дмитрий Чистяков
заместитель главы администрации Ижевска
Наша работа — то, что мы делаем — пытаться объяснить, что можно всё это изменить. Можно и документы получить, инвалидность получить. Получать нормальную пенсию, снимать квартиру. О которых они не знают либо боятся. Они зачастую попадают в руки нечистоплотных дельцов, которые используют их, заставляя работать, не давая ничего взамен.

Гостеприимное место

В Республиканском центре социальной реабилитации и адаптации Удмуртии есть отделение социальной гостиницы, где работают с лицами без определённого места жительства
Директор центра Ильяс Ибрагимов отметил, что в учреждение приходят по заявительному характеру. Здесь есть правила приёма и проживания, разработана индивидуальная программа для получения социальных услуг. Требований на самом деле не так много: нельзя употреблять алкоголь, а курить можно в строго отведённом месте.

В центре восстанавливают документы, проводят дополнительный медосмотр для оформления инвалидности. Заполняют автобиографию, устанавливают родственные связи. Всего на Шевченко, 25 есть 40 мест. В период пандемии коронавируса приём идет медленнее. При поступлении постояльцам дают две недели провести на карантине в изоляторе, чтоб исключить вирусную инфекцию. Таких изоляторов здесь два.

Ильяс Ибрагимов
директор республиканского центра социальной реабилитации и адаптации Удмуртии
Самое страшное то, что дети выгоняют пожилых. Вот это самое страшное в наше время сейчас. Есть которые сами хотят так проживать. Смысл жизни у них такой — бомжевать. Но когда остаются на морозе, они к нам приходят. В основном это пожилые люди.
Приходит сюда и молодёжь после освобождения из мест лишения свободы. Приходят без документов. «Восстанавливаем документы, они сразу трудоустраиваются, сразу начинают снимать жильё», — рассказал Ильяс Ибрагимов.
Один из постояльцев приюта — «москвич». Сергею Писареву 55 лет, он родом из Сыктывкара. Работал почти три года строителем на контору, головной офис которой в Ижевске, строил мосты. Как объявили карантин в Москве, всех уволили, отправив около 20 человек по домам. У кого есть. Один работник был из Воткинска, ему было куда возвращаться. В Сыктывкаре же никого не осталось у Сергея Борисовича, мать давно умерла. Контора предоставляла жильё по месту стройки, это многие годы устраивало труженика.

Приехал в Ижевск, чтобы получить аванс без «окончаловки», раз вахта только началась и оказалась недоработанной. Но дальше идти было некуда. На вокзале подошёл к полицейским, от них и узнал о приюте. Прибыв сюда, прошёл двухнедельный карантин по коронавирусу, заражения не обнаружили.

Сергей Писарев
один из постояльцев приюта
Прошёл карантин две недели, только с изолятора. Питание нормальное, жильё хорошее. Нормально всё в коллективе, ребята хорошие, у каждого своя история. Карантин кончится, буду работу искать.
В системе Минсоцтруда Удмуртии подобные социальные гостиницы открыты в Ижевске, Воткинске и Глазове при комплексных центрах соцобслуживания. Если в столице республики учреждение рассчитано на 40 мест, то в Воткинске и Глазове на 20. Проживание здесь предоставляется на срок до 6 месяцев. Три первых месяца бесплатны, до момента трудоустройства и получения дохода.

Кроме того, в Ижевске есть центр социальной реабилитации «ЦРА Судьбы», расположенный рядом с мечетью на улице Карла Маркса. Комплексный центр помощи бездомным «Тёплый кров», как говорилось выше, расположен на Воткинском шоссе, 158а. Это проект Ижевской епархии, реализуемый службой социальной помощи «Доброе сердце». Её руководитель Алексей Артемьев также отметил, что количество бездомных выросло после введения режима самоизоляции. После того, как религиозные организации, на которых «работали» бездомные за ночлег и пропитание, выставили их на улицу. Ведь просить подаяние во время карантинных мер нельзя.

Обогреваемая палатка может принять до 60 постояльцев. В постоянном режиме работает бактерицидная лампа, есть мини-библиотека и телевизор. Здесь также оказывают доврачебную помощь, предоставляют горячее питание, а также консультацию психолога, юриста, специалиста по химическим зависимостям, помогают восстановить документы.

Алексей Артемьев
руководитель службы социальной помощи «Доброе сердце»
И у нас были такие случаи, когда люди встречались здесь, создавали семьи. Сейчас у них уже по двое детей, есть съёмное жильё, есть работа. Они приобретают б/у автомобили. И когда мы их видим трезвых, здоровых, конструктивно живущих, это приятно. Значит эта деятельность осуществляется не зря.
Рейды по выявлению и информированию бездомных в Ижевске проводятся еженедельно силами сотрудников городской администрации и Минсоцтруда. Часто сами горожане передают информацию о том, где встречают лиц без определённого места жительства. По словам Дмитрия Чистякова, главная задача для муниципальных властей — проинформировать обитателей социального дна о тех возможностях, которые государство готово помочь осуществить. Но всё зависит от личной воли человека.

Дмитрий Чистяков
заместитель главы администрации Ижевска
Они должны изъявить своё желание, свою волю. Потому что изменить насильно это невозможно. В приютах есть правила. Если их не соблюдать, то жизнь может вернуться в прежнее русло. Там нужно менять жизнь кардинально. Не все на это идут.
Что тут ещё скажешь? Можно лишь вспомнить слова Сатина из пьесы «На дне» Максима Горького: «В карете прошлого никуда не уедешь». Так что, если есть желание и воля, подняться со дна у бездомных в Ижевске есть вполне реальные шансы.

Автор материала: Дмитрий Стрелков
22109