Закрыть

Экспортировать из Удмуртии проще, чем кажется

Разговор о том, как помогает малым
и средним предприятиям Центр поддержки экспорта.
Дмитрий Стрелков
журналист
19 декабря 2024

Фото: Шоурум Центра поддержки экспорта Удмуртской Республики

Новое устройство мира возможно только на принципах многоголосия, в новом мироустройстве должны быть услышаны все голоса. Так сформулировал Владимир Путин развитие современности на Валдайском форуме. Быть услышанной на мировой арене умеет и Удмуртия. Одним из инструментов такой созидательной миссии является экономический показатель — экспорт. С 2012 года в республике существует Центр поддержки экспорта. За последние пять лет поддержку получили 2 380 компаний из Удмуртии. Из них 317 компаний заключили по итогам экспортные контракты на общую сумму 89,6 млн долларов США. В 2024 году поддержку получили 340 компаний, из них 37 заключили экспортные контракты на 9,2 млн долларов.

Фото: Валерия Антоненко, руководитель Центра поддержки экспорта УР

О том, как республика смогла добиться таких успехов, как продолжает развиваться производство в Удмуртии, и о том, как государство помогает сделать процесс экспорта продукции более понятным и простым, — в беседе с заместителем директора корпорации развития УР, руководителем Центра поддержки экспорта Удмуртской Республики Валерией Антоненко.
УСПЕШНЫЙ СТАРТ

Фото: произведённый в Удмуртии беспилотник

«На сегодняшний день производители из Удмуртии экспортируют свою продукцию в 78 стран мира. Это довольно неплохая география, если сравнивать с другими регионами, — отмечает Валерия Антоненко. — В Удмуртии предпринимателей, работающих с зарубежными рынками, довольно много — 828 экспортёров продают свою продукцию за рубеж».

— Когда и с какой целью появился ЦПЭ Удмуртии?

— Мы были созданы 12 лет назад, в 2012 году. Удмуртия стала одним из первых регионов России, где был создан Центр поддержки экспорта. Это специальная инфраструктура, которая помогает начинающим и опытным экспортёрам выходить на новые рынки, расширять имеющиеся рынки сбыта. Конечно, в 2012 году опыта поддержки экспорта, опыта помощи экспортёрам в нашей стране было очень мало. Но в мире инфраструктура поддержки экспорта существовала уже очень давно, более 100 лет.

Когда было принято решение в Российской Федерации развивать на государственном уровне поддержку экспорта, конечно, ориентировались на зарубежный опыт. Именно он помогал тогда выстраивать работу и нашего центра.

Начинали с самых простых вещей. Надо было понять, кто наша целевая аудитория в республике. Тогда здесь было порядка 120 предприятий. Все они были тогда ещё начинающими экспортёрами, все сталкивались с первыми ошибками, и нам приходилось уже вместе выстраивать новые направления, выходить на новые рынки, вместе разрабатывать те меры поддержки, которые будут интересны нашему бизнесу.
— До появления ЦПЭ какая-то работа велась по поддержке экспортёров?

— Нет, в Удмуртии ничего подобного не существовало. Каждый экспортёр, каждое предприятие, которое хотело выйти на зарубежный рынок, действовали самостоятельно на свой страх и риск. Конечно же, были государственные структуры, такие как таможенная служба, Россельхознадзор, другие государственные органы, которые выполняли государственную функцию по сопровождению экспорта. Но инфраструктуры именно в плане поддержки и помощи экспорту не существовало вообще. За одним исключением — Торгово-промышленная палата.

— Какие же первые меры поддержки были предложены региональным Центром?

— Пожалуй, самыми ожидаемыми со стороны экспортёров были бизнес-миссии и выставки. Те мероприятия, которые позволяют находить новых партнёров за рубежом. Ведь мы говорим о том, что нужно расширять рынки сбыта. Тогда мы организовали первые делегации в страны СНГ и Евросоюза. Основная задача в рамках бизнес-миссий — целевые, партнёрские встречи с потенциальными покупателями. Не компания выезжает, а выезжает целая делегация региона, и под неё мы готовим определённый график встреч.

— Как сейчас выглядят основные меры поддержки?

— Сейчас мы предоставляем девять комплексных услуг для экспортёров. Помимо бизнес-миссий и выставок, например, это поиск партнёра за рубежом — сопровождение экспортного контракта под ключ, когда у компании есть потенциальные партнёры зарубежные, но компания впервые работает с этим рынком, и ей нужно помочь оформить внешний торговый контракт, решить вопросы с возмещением НДС, с организацией логистики, с таможенным оформлением груза. В этом случае наша мера поддержки сопровождения экспортного контракта под ключ предоставляется бесплатно и помогает компании полностью этот вопрос решить.

Ещё одна новая мера поддержки — софинансирование затрат на логистику. Для того чтобы минимизировать эти затраты и сделать нашу продукцию более конкурентоспособной, мы софинансируем 80% затрат до границы с Российской Федерацией. В большей степени это интересно компаниям, которые экспортируют на восточные рынки. На сегодня услуга является вполне востребованной.

За последние пять лет действия национального проекта «Международная кооперация и экспорт» мы оказали поддержку 2 380 компаниям.
— А на запад сложнее сейчас экспортировать?

— Если мы говорим о том, как сейчас работают наши экспортёры в плане географии, то традиционно наши ключевые устойчивые рынки — это страны ЕАЭС и страны СНГ. На этих рынках наши компании всегда чувствуют себя хорошо, могут общаться легко с бизнесом, да и меньшее число барьеров. Если же мы говорим о тех, кто работает с более дальним зарубежьем, то здесь возникают сложности, и сегодня с западными партнёрами работают очень немногие компании. Как правило, они работают через страны-посредники — это, например, Мексика, ОАЭ, Турция.

Если же мы говорим о рынках дальнего зарубежья, которые для нас являются сейчас целевыми, то это так называемые дружественные страны, новые для нас рынки. Безусловно, у нас есть точечные поставки компаний на эти рынки, но сейчас стоит задача выстраивать системную работу. Это рынки стран юго-восточной Азии — Вьетнам, Индонезия, Малайзия. А дальше рынки стран Персидского залива — Оман, Катар, Объединённые Арабские Эмираты, Саудовская Аравия. Страны Африки сейчас нас интересуют и, конечно же, страны БРИКС — Индия, ЮАР и Бразилия.

— Кто может стать экспортёром, получающим поддержку ЦПЭ Удмуртии?

— Так же, как и 12 лет назад, так и сейчас мы предоставляем поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, если компания есть в реестре МСП. Как правило, это компания без государственного участия, численность сотрудников её составляет до 250 человек, оборот компании — до 2 млрд рублей в год. Если компания соответствует этим требованиям, она есть в реестре, следовательно, она может получить нашу поддержку бесплатно или на условиях софинансирования.

— Как же «начинающий» экспортёр может воспользоваться вашей поддержкой?

— На самом деле нашей поддержкой пользуются и начинающие, и опытные экспортёры. Воспользоваться ей просто. Во-первых, у нас есть сайт, где в разделе «Поддержка экспорта» вы можете напрямую отправить нам заявку на любую из наших услуг.

Для того чтобы быть информированными, можно подписаться на наш ТГ-канал «Экспортеры Удмуртии», где мы выкладываем свежую информацию о наших мероприятиях и собираем делегации за рубеж.

— С какими зарубежными странами Удмуртия сотрудничает на постоянной основе в настоящее время?

— Есть постоянное сотрудничество с рынками Республики Беларусь, Казахстаном и Узбекистаном. Дело в том, что у нас уже есть устойчивые, сложившиеся товарные отношения, есть партнёры, с которыми мы уже много лет выстраиваем работу, и для наших экспортёров это страны с минимальным барьером на вход.
Для начинающих экспортёров мы всегда рекомендуем рассматривать именно эти рынки. Нас часто спрашивают, а является ли экспортом поставка в Казахстан? Потому что считается, что Казахстан расположен от нас недалеко, всего лишь в 1 000 км от Удмуртии. И организовать поставку в Казахстан на самом деле не сложно. Поэтому поставлять продукцию в Казахстан бывает проще, чем поставлять её на Дальний Восток. Поэтому мы всем начинающим экспортёрам говорим обратить внимание на этот рынок.
РЕАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ

Фото: продукция производителей Удмуртии

— Какую компетенцию ЦПЭ оказывает экспортёрам сегодня?

— Если говорить о современных реалиях работы Центра, то основная задача для нас — это помогать экспортёрам выводить их на новые рынки, более сложные для начала работы, где нужно сопровождение лингвиста, переводчика, где нужно организовать коллективный стенд за рубежом.

Почему наши компании участвуют в зарубежных выставках? На самом деле это одна из самых эффективных мер поддержки, потому что это такой мини-рынок, где компания может и проанализировать своих конкурентов, и представить себя. Опытные экспортёры уже прекрасно понимают, насколько важно быть представленными на таких выставках. При этом экономия компании составляет, если она едет с индивидуальным стендом, до 1,5 млн рублей. Коллективные стенды — до 3 млн руб. Это фактически существенное снижение затрат на маркетинг.

— С какими трудностями сталкиваются экспортёры Удмуртии?

— Основная трудность на старте экспорта — сбор профессиональной команды, которая будет работать над экспортом. Нужен и менеджер по внешней экономической деятельности, продающий менеджер. В такой команде нужен международник-юрист, бухгалтер с опытом работы с валютными платежами. Сам руководитель команды должен обладать знаниями в области внешней экономической деятельности. И самое сложное на старте для любого экспортёра — собрать такую команду. Как правило, часть вопросов такой будущей команды мы берём на себя.

Например, мы помогаем сформировать внешний торговый контракт для компании. Фактически на самом старте компания может для себя закрыть вопрос с юристом-международником. Говоря про системную работу на экспорт, ЦПЭ не сможет взять на себя полностью на аутсорсинг всю эту деятельность. Но на короткой перспективе для того, чтобы начать экспорт, — это одно из решений, которое позволяет сэкономить и быстро начать продавать за рубеж.
— Сколько экспортёров республики обращается к вам? Почему не все идут навстречу?

— На сегодня у нас больше 800 компаний в Удмуртии занимаются экспортом. Из них порядка 750 — это предприятия МСП. И вот из них 340 компаний в текущем году воспользовались мерами поддержки нашего Центра. Фактически половина — в 2024 году; в 2023 году — больше 400 компаний. Наш охват — порядка 60%.
Но сегодня не все компании хотят получать меры государственной поддержки.

Несмотря на то, что они бесплатные, мы заключаем соглашение с компанией, согласно которому экспортёр обязуется предоставлять по результатам оказанных мер поддержки заключённые экспортные контракты. Не все компании устраивает это условие, поэтому мы не можем работать со 100% экспортёров.

Хотя у нас стоит цель по увеличению числа экспортёров и вовлечению в экспорт новых компаний. Мы понимаем, что производством в Удмуртии занимаются более 2 000 компаний. Это означает, что все эти 2 000 компаний являются потенциальными экспортёрами.

— Что же останавливает эти компании от подписания соглашения?

— Как правило, экспортёры боятся предоставления коммерческой информации. Боятся, что она будет уходить куда-то за пределы Центра. Именно поэтому мы заключаем соглашение с экспортёром, где прописываем условие о конфиденциальности предоставления информации.

— Знают ли об Удмуртии за рубежом как о самостоятельном субъекте или мы представляемся сегодня как часть России?

— На самом деле везде по-разному. Есть страны, где нас чётко ассоциируют с Российской Федерацией. Более того, сразу вспоминают Ижевск, автомат Калашникова, иногда даже «Бурановских бабушек», наши многочисленные заводы, которые в советское время, да и сейчас поставляют продукцию на весь СНГ. Так обычно в странах СНГ вспоминают про Удмуртию.

За пределами СНГ нам приходится чуть сложнее, приходится рассказывать, где же находится Удмуртия. С какими регионами мы являемся соседями. Но иногда нас воспринимают даже как отдельное государственное образование не в связи с Российской Федерацией. Был такой опыт, приходилось объяснить, что на самом деле мы не отдельная страна, мы — регион России.

На многих рынках нам это помогает, потому что традиционно продукция из РФ классифицируется как недорогая, при этом довольно качественная. Мы не супердорогие, как западная продукция, мы достаточно качественные по сравнению с китайской продукцией. За счёт этого сегмента нам удаётся конкурировать на многих зарубежных рынках.

— Каковы особенности экспортёров Удмуртии?

Наши экспортёры характеризуются тем, что умеют выполнять довольно сложные задачи под заказ клиента. Наши предприятия редко берут серийные производства, но успешно справляются с какими-то очень сложными, многокомпонентными задачами. Надо признать, что у нас очень сильный инжиниринговый консалтинг. Наши сотрудники экспортёров позволяют зарубежным партнёрам решать какую-то сложную техническую задачу и за это очень ценятся.

При этом есть и слабая черта у наших экспортёров — довольно слабый маркетинг. Не всегда у нас есть даже сайты у компаний. Если мы говорим об ориентированных на зарубежные рынки сайтах, их, как правило, не бывает. Сейчас мы видим, как ситуация меняется. С мерами поддержки Корпорации развития и Центра поддержки экспорта создаются основные сайты и сайты, переведённые на иностранные языки. Это позволяет цифровой образ Удмуртии и предприятий республики развивать, более продвинутый маркетинг осуществлять на зарубежных рынках. Мы в процессе развития.
ЛУЧШЕЕ БУДУЩЕЕ

Фото: идущие на экспорт из Удмуртии растительные масла

Сам ЦПЭ находится в пространстве Корпорации развития Удмуртии на улице Пушкинской, 247а. Внутри Центра есть шоурум, который называется «Сделано в Удмуртии» или Made in Udmurtia. Он был создан в 2021 году для того, чтобы делегации, которые приезжают в Республику, могли посмотреть воочию, что производится в Республике.

— С какой целью был создан шоурум?

— Сейчас мы уже понимаем, что многие наши предприятия, находящиеся в регионе, многие жители не в курсе, а что производит сейчас Удмуртия. Поэтому к нам приходят с экскурсиями в этот шоурум, чтобы увидеть, а что же действительно Удмуртия производит и экспортирует за рубеж.

Идея пришла в голову команде Центра поддержки экспорта и Корпорации развития Удмуртской Республики. Всё дело в том, что, когда мы привозили сюда иностранные делегации, нам было важно показать лицом продукцию, которая производится в Удмуртии именно не на словах, не на картинке, а показать так, чтобы можно было потрогать руками, посмотреть глазами. Мы решили собрать всю экспортноориентированную продукцию в одном месте здесь, в Корпорации развития, где мы, как правило, проводим встречи с нашими делегациями.

Это позволило нам очень быстро показать фактически всю республику. Потому что здесь мы собрали продукцию из разных районов Удмуртии. Например, здесь есть продукция из льняного масла, рапсовое масло представлено, есть продукция наших заводов из Сарапула и Глазова. Есть продукция из Шаркана. Фактически товары со всей Удмуртии представлены в одном месте. Но именно экспортноориентированная продукция, та, которая на сегодня поставляется на зарубежные рынки. Например, профессиональные заточки для ножей основным своим рынком сбыта имеют США.

— Продолжая тему, что Удмуртия может предложить миру интересного?

— Если говорить о нашей товарной структуре экспорта, то мы сильны в ряде позиций безусловно. Порядка 40% экспорта Удмуртии — машиностроение. Всё, что связано со станками и запчастями. Большая доля нашего экспорта — это продукция химической промышленности. Мы поставляем пигментные пасты, лакокрасочную продукцию, чистящие средства, специальные моющие средства для профессиональной индустрии. Отдельным блоком стоит наш агроэкспорт.
Если мы 5 лет назад говорили о несущественной его доле, порядка 0,5%, то сейчас доля агроэкспорта стремится к 5%. В перспективе до 2030 года это будет уже 10%. Речь идёт о наших производителях растительных масел (рапсовое и льняное масла), наших производителях молочной продукции и яиц, здесь представлены наши медовики.

Наша товарная структура экспорта довольно диверсифицирована, если сравнивать нас с другими регионами страны. Есть регионы, где металлургия занимает до 90% в структуре экспорта. У нас ситуация обратная: очень большое разнообразие товаров, большое разнообразие экспортёров, но небольшие объёмы. Это тоже одно из наших слабых мест. Для того чтобы быть конкурентными на зарубежных рынках, надо объединяться, только в объединении таких усилий мы будем более конкурентоспособными по ряду отраслей.

Если говорить о структуре нашего экспорта с точки зрения экспортёров, то пять лет назад доля МСП была порядка 12%. За 2023 год мы видим, что доля МСП уже порядка 60%. Это наша целевая аудитория, мы понимаем, что нам есть с кем работать, есть куда расширяться.
— Какие новые возможности ожидаются от 2025 года?

— На фоне того, что сейчас происходит изменение в международной торговле, безусловно, нашим экспортёрам стоит обратить внимание на новые рынки — это страны юго-восточный Азии, Персидского залива и Африки. Сейчас на уровне Российской Федерации решаются вопросы выстраивания новых логистических путей. Есть новые направления «север – юг», которые позволяют решить вопрос с логистикой быстрее и дешевле. Мы ожидаем, что ближайшие два-три года экспортировать в упомянутые направления будет проще, дешевле и выгоднее.

— Кто может стать экспортёром?

— Практически любая компания. Безусловно, это производственные предприятия, у которых достаточно низкая себестоимость, за счёт чего они могут конкурировать на зарубежных рынках. Второе — это компании, занимающиеся предоставлением услуг. Например, в сфере образования или медицины, туристические услуги. Сейчас мы отдельно работаем с этим блоком экспортёров. Как правило, они даже не выделяют для себя это направление в отдельную работу — приехал иностранный клиент, и они работают с ним так же, как с российским клиентом.

Но если мы говорим о системной работе, то работу с иностранным клиентом нужно выстраивать отдельно. И мы сейчас работаем с частными медицинскими клиниками над развитием экспортного направления, над привлечением иностранных пациентов в республику.

Если мы говорим о компаниях, которые занимаются предоставлением услуг в Удмуртии под определёнными брендами — парикмахерские, салоны красоты, пекарни — они имеют возможность выходить на зарубежные рынки через предоставление услуг по франшизе. Это одно из новых направлений, и несколько наших компаний успешно продают франшизы на зарубежные рынки.

Если компания оказывает услугу нерезиденту Российской Федерации, для нас это является экспортом. И это попадает в статистику по экспорту. Поэтому нам важно привлекать сюда клиентов — и пациентов, и пользователей услуг. Фактически для нас не имеет значения, откуда приехал клиент, откуда приехал турист и для чего он сюда приехал. Если он оставляет здесь свои средства.

Фото: коллектив Центра поддержки экспорта Удмуртской Республики

Таким образом, можно смело утверждать, что Удмуртия сегодня уверенно представлена на международном рынке. Продукция предпринимателей республики востребована на зарубежных рынках, и наступающий 2025 год обещает уверенный темп развития возможностей малого и среднего предпринимательства региона. Бизнес может быть уверен, что помочь реализовать экспортный потенциал помогут меры государственной поддержки. Дело остаётся лишь за желанием. А помочь в осуществлении всегда готовы специалисты Центра поддержки экспорта Удмуртской Республики.

Автор материала: Дмитрий Стрелков
328