Ижевск. Удмуртия. Проект «Я люблю Ижевск», посвященный 250-летию столицы Удмуртской Республики продолжается.
Ижевск. Удмуртия. Проект «Я люблю Ижевск», посвященный 250-летию столицы Удмуртской Республики продолжается. К концу 1950-х годов Ижевск, и без того насыщенный заводами, стал площадкой для развития новых производств и новых отраслей промышленности.
В год своего 200-летия градообразующая «Ижсталь» по инициативе директора завода Д.Ф.Савельева начала очередную реконструкцию: освоение производства холоднокатаной ленты из нержа¬веющих сталей и прецизионных сплавов, строительство одного из крупнейших в стране цеха легированной проволоки, двух уста¬новок электрошлакового переплава и промышленной установки внепечного вакуумирования стали. В итоге ижевская серебрянка одной из первых в стране была удостоена Знака качества. Через 3 года ижевские металлурги начали осваивать производство стальных фасон¬ных профилей высокой точности.
Эстафету Д.Ф.Савельева подхватил В.С.Тарасов, под началом которого на заводе появился электроста¬леплавильный цех - воплощение новейших достижений отечественной металлургии. Страна получила металл особой чистоты. Вместе с ИЭС им. Е.О.Патона в этом цехе была создана переплавная плазменно-дуговая печь и первая в СССР автоматизированная система управления технологией электрошлакового переплава.
Ижмаш, продолжая в 3 смены производить автоматы Калашникова, начал выпускать спортивные винтовки «Биатлон-59» - первые из знаменитого семейства, принёсшего советским биатлонистам ряд громких мировых побед, и вооружать Советскую армию снайперскими винтовками Драгунова СВД.
Ижевский механический завод прекращает производство отслужившего свой век пистолета ТТ и разворачивает серийный выпуск армейского пистолета Макарова (ПМ). А в 1960 году здесь начинают собирать двухцилиндровые двигатели с водяным охлаждением для мотоциклов «Иж-Юпитер».
Меняется не только производство - меняется облик города. Строители двух самых мощных трестов с 1955 по 1964 годы возводят корпуса механического, педагогического и сельскохозяйственного институтов, стадион «Динамо», хлебозавод, хладо- и мясокомбинаты. Жизнь в городе ощутимо налаживалась вплоть до того, что в заводских и городских столовых за пшеничный и ржаной хлеб, разложенный на столах, не брали денег. Чем широко пользовались мальчишки, проголодавшиеся после рыбалки и купания в Ижевском пруду - чёрный хлеб с горчицей и солью был их излюбленным блюдом.
Но подлинное потрясение Ижевск пережил после ввода в строй телевизионной студии. Поначалу немногочисленные и подслеповатые первые телевизоры были признаком состоятельности и чем-то вроде миникинотеатров. Любимцы Ижевска «тётя Таня» (Татьяна Бабанкина) и «дядя «Витя» (Виталий Николаев), очередной «Голубой огонёк» или хоккейный матч «наших» с канадцами мирили и объединяли в одну семью и ещё недавно на смерть перессорившихся жильцов коммунальных квартир, и не всегда ладивших соседей по улице.
Доволен был и Обком партии, 30 июня 1960 году констатировавший, что «в телевизионных передачах появились новые разделы: «За рубежом», «По стране», «По нашей республике», Навстречу июльскому пленуму ЦК КПСС», «Это по-коммунистически», и стали чаще выступать «отвественные работники обкома, горкомов и райкомов партии, Совета Министров республики и Сорвнархоза
По самим ижевским улицам вечерами начали курсировать группы дружинников. С нарушителями общественного порядка здесь разбирались 25 товарищеских судов.
Весной 1960 года стали известны некоторые итоги переписи населения, по которым населения Ижевска с 1939 по 1959 годы увеличилось на 62% - с 175600 до 285300 человек. Самым населённым (99400 человек) оказался Ждановский район, а наследием недавней войны стало преобладание в городе женского населения. Женщин в Ижевске оказалось на 31500 больше, чем мужчин.
Но дальнейшую судьбу Ижевска определяли совсем иные события.
В 1945 году казалось, что с войнами покончено навсегда, что небывалый по жестокости урок окончательно отрезвил человечество, что великий союз держав-победительниц будет нерушимым. Но слишком различными были геополитические интересы СССР и Запада. 5 мая 1946 года премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль призвал англосаксонские нации к тесному сплочению против «советской угрозы». Неделей позже советский лидер Иосиф Сталин в «Правде» сравнил Черчилля с Гитлером и обвинил его в том, что он призвал Запад к войне с СССР.
Так был дан старт холодной войне, которая периодически резко обострялось вплоть до вооружённого конфликта между Северной и Южной Кореей (1950-1953), войны во Вьетнаме (конец 1950-х - 1975), Венгерского путча в 1956 году, Берлинского кризиса 1961 год и Карибского кризиса 1962 год. Любое из этих обострений могло завершиться прямым столкновением двух сверхдержав. Чтобы предотвратить его, Советский Союз развернул беспрецедентный по своим масштабам фронт работ по созданию своего ракетного щита.
Удмуртии, и прежде всего Воткинску и Ижевску, Дмитрий Устинов отвёл на этом фронте одну из самых ответственных позиций. 31 декабря 1957 году по его инициативе вышло закрытое Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о начале производства на Воткинском заводе жидкостных оперативно-тактических ракет 8А61. Но если Воткинский завод осуществлял окончательную сборку ракет, то ижевские предприятия, с одной стороны, подключились к производству комплектующих для них, а с другой - развернули работу по созданию противоракетных систем и освоению космоса. В почти двухсотлетней истории Ижевска открылась новая эпоха, вновь совпавшая с эпохальными изменениями в истории нашего Отечества.