Две недели учёные, студенты-практиканты и волонтёры исследовали древние погребения.
Балезино. Удмуртия. В Балезинском районе Удмуртии завершился очередной этап археологических раскопок. В окрестностях райцентра две недели июля работали участники Камско-Вятской археологической экспедиции Удмуртского госуниверситета (КВАЭ УдГУ). Корреспондент «Сусанина» Дмитрий Стрелков принял в них участие, взяв по итогам работы блиц-интервью у руководителя экспедиционного отряда профессора Елизаветы Черных.
Напомним, раскопки на Балезинском I могильнике проходят уже шестой год. Стационарный лагерь ежегодно работает рядом с селом Балезино с 2018 года с перерывом на ковидный 2020 год. В тот год специалисты приезжали сюда с разведкой и геофизикой. Подробнее об уникальности археологического памятника можно узнать в материале «Сусанина» по ссылке.
«Шестой сезон раскопок Балезинского могильника по-прежнему ставит перед нами множество загадок. По-прежнему не совсем ясен погребальный обряд. На здешних песках отвратительная фиксация могильных ям, поэтому сразу после вскрытия достаточно мощного пахотного слоя приходится зачистками разбирать фиксируемые пятна погребений, но ниже выходят новые погребения, перекрытые верхними. А вот характер взаимоперекрытия чётко не устанавливается», — отметила Елизавета Михайловна.
Поэтому погребальное пространство, заполненное в том числе и межмогильными ямами, и отдельными артефактами, и кальцинированными костями животных, зубами лошади ставит перед исследователями вопрос — что же собой представлял погребальный обряд этой группы населения.
«Да и сама группа, оставившая могильник, она тоже до сих пор не представляется нам некой монолитной общностью. И по находкам, и по погребальному обряду мы видим определённое различие в традициях», — рассказала профессор УдГУ.
Она отметила, что в 2023 году погребение №54 абсолютно точно продемонстрировало сохранившиеся останки человека. Прежде всего — фрагменты черепа.
«Это означает, что помимо обрядов кремации и частичной кремации всё же сохранялись элементы обряда ингумации — трупоположения. Эта пестрота традиций погребения дополнительно подтверждается и различиями в материальной культуре», — подчеркнула Елизавета Черных.
Часть находок этого года вновь указывает на восточный вектор расселения — харинский тип V-VI веков — импульс, который шёл на Чепцу с верхней Камы. Также по артефактам вполне конкретно прослеживаются и западные традиции переселенцев с реки Вятки. Это и определённый характер составных наборных венчиков, и сложно составные украшения.
«В этом году были впервые найдены бронзовые гривны — обручи, которые надевали на шею. Причём обнаружили очень интересное погребение, где наряду с предметами женского мира материальной культуры — украшениями обнаружена определённая «закладочка» из железных предметов — явно мужской субкультуры. Это железные удила, и железный наконечник дротика», — говорит Елизавета Черных.
Также в 2023 году археологи продолжили раскапывать крупную яму, заполненную костями лошадей и коров. Эти ямы, считающиеся показателями древней тризны, достаточно масштабные.
«Эти ямы довольно чётко демонстрируют нам погребальную традицию, связанную с почитанием коня. Также в одной из ям помимо костей и зубов обнаружено пряслице в виде керамического диска, в другой яме — железное кресало ранней колчевидной формы. Оба предмета выводят нас на культ огня, солнца. Эти реминисценции довольно интересны в традициях этой небольшой группы населения», — отметила собеседница.
Нынешний год показал, что до завершения раскопок Балезинского I могильника ещё далеко. В северной части ещё не найдена граница погребального поля, есть ещё и восточная с западной границы. Копать ещё есть куда.
Отметим, что впервые за долгое время в работе экспедиционного отряда приняли участие школьники. Приглашение учащихся было идеей их учителя, замдиректора по учебной и воспитательной работе школы №46 Ижевска Светланы Салангиной, которая в своё время окончила аспирантуру на кафедре археологии УдГУ, является кандидатом исторических наук.
«Она загорелась идеей не просто самой съездить, а приобщить к этому и своих учеников. Ребята откликнулись, мы собрались, подготовив договор о сотрудничестве между школой и университетом», — рассказала Елизавета Черных.
В рамках договора в Балезино отправились пятеро школьников. Трое из которых проработали все две недели.
«Возвращение этого опыта по привлечению школьников показал, что ребята достаточно успешно справляются с задачами. Мы разбили для них отдельный раскоп, чтобы они могли, работая автономно, сравнивать свои возможности с возможностями студентов», — призналась профессор Черных.
Также расположение экспедиционного лагеря посетил тюменский коллега — почвовед Артём Якимов. Он является старшим научным сотрудником Института криосферы Земли Сибирского отделения РАН, давно и успешно сотрудничает с археологами. У него два направления научных интересов. Первый — особенности формирования археологического слоя, его составов. Второй — реконструкция системы питания людей древности. Для участников раскопок он прочитал лекцию, посвящённую своим научным изысканиям.
«Мы впервые пригласили почвоведа в экспедицию. На нашем могильнике мы уже два года сотрудничали заочно. Артём Сергеевич определял нам состав грунта, отложившегося в погребальной посуде. Здесь горшки ставились рядом с погребениями, оставались рядом с ним», — рассказала Елизавета Черных.
Прежние анализы показали, что в рационе была не мясная, а растительная пища, жидкая. Нынешний сезон подарил три сосуда, которые археологи выкопали вместе с грунтом внутри. Они ожидают исследования.