Закрыть

Карету мне, карету!

Кто будет работать на новых автомобилях «Скорой помощи»
В Удмуртии в последние несколько лет складывалась критическая ситуация с состоянием автопарка «Скорой помощи». В социальных сетях стали все чаще появляться истории о совершенно нескорой помощи. Жители Ижевска и других населенных пунктов жаловались, что ждали медиков и по 7, и по 10 часов. Вероятно, причиной тому послужило как сокращение персонала медучреждений, так и преобладание устаревших авто.
В 2016 году, по словам министра здравоохранения Удмуртской Республики Алексея Чуршина, планируется заменить 94 автомобиля. После этого останется поменять на новые чуть более сотни машин.

До середины октября в Удмуртию поступят еще 5 карет «Скорой помощи» на базе «УАЗов» и 8 – на базе «ГАЗелей».

Все это не может не радовать. Но возникает логичный вопрос:
«А кто будет работать на новых авто?»

И это, как выяснилось, проблема не меньшая, чем изношенность автопарка. Взять, например, Ижевск и Завьяловский район. Городскую и районную станции объединили 1 сентября 2014 года. Теперь бригады обслуживают около 700 тыс. человек.

«По нормативам должна быть одна бригада на 10 тыс. жителей. Значит, должно быть 70 бригад», - рассказал ИА Сусанин главный врач столичной станции скорой медицинской помощи Олег Прузан.

А в Ижевске их всего 56. Прузан утверждает: норматив по количеству бригад в столице Удмуртской Республики в последние несколько лет не выполнялся – бывало, что город обслуживали и 40, и 45 экипажей.
Состав бригад тоже постоянно менялся в зависимости от поставленных государством задач. Сейчас государство решило, что в бригаде должно быть не 3 человека, а два. У нас, в соответствии с меняющимся законодательством, бывают бригады и по 2, и по 3 человека, в зависимости от условий, от целей. Если раньше все бригады были врачебные, то сейчас государство такую цель не ставит. И в медицинских учебных заведениях не готовят то количество специалистов, которое готовили раньше. Уклон делают на общепрофильные фельдшерские бригады.
Олег Прузан
Главный врач столичной станции скорой
медицинской помощи
Тут стоит отвлечься и объяснить. Фельдшерские бригады состоят из двух фельдшеров и могут быть направлены на все виды вызовов. В состав врачебных бригад входит врач скорой медицинской помощи, а также один или два фельдшера. Их направляют, чаще всего, на различные экстренные вызовы как к взрослым, так и к детям.

Также отметим, что бригады делятся на специализированные – педиатрические, акушерские, реанимационные и так далее – и общепрофильные, готовые помочь любому пациенту.
Но вернемся к трудностям медицины Удмуртии. Какой бы ни была нехватка бригад в Ижевске, ситуация в сельских районах еще хуже. Прокуратура Удмуртской Республики провела проверку и выяснила: служба скорой медицинской помощи на селе укомплектована кадрами лишь на 58%. Старший прокурор отдела управления по надзору за исполнением федерального законодательства Наталья Кулябина подчеркнула, что больше всего опасений вызывает кадровый вопрос в Каракулинском, Малопургинском, Вавожском и Завьяловском районах. Во многих районах региона «Скорая» не соблюдает нормы по времени оказания медпомощи.

При этом Алексей Чуршин утверждает: в Удмуртии бригады «Скорой помощи» укомплектованы полностью. Просто 39% из них – врачебные, остальные – фельдшерские.

Всего в Удмуртии каждые сутки дежурит 131 экипаж. Если учесть, что к 1 августа 2016 года численность населения республики составляла почти 1 518 тыс. человек, то, согласно нормативам, количество бригад «с суточным исчислением» (общее число дежурных экипажей в сутки – Прим.ред) должно быть на 20 единиц больше.
С 1 июля, согласно вышедшему приказу об изменении к порядку оказания скорой медицинской помощи, появилась возможность принимать медсестер и медбратьев. Мы уже приняли 15 человек, еще 20 проходят медосмотры и согласования с МВД и прочими. Кроме того, сейчас к нам придут студенты медакадемии. Кадровые проблемы мы стремимся решить за счет фельдшеров, медбратьев, медсестер – среднего медицинского персонала. Главное – чтобы хватило финансирования.
Олег Прузан
Главный врач столичной станции скорой
медицинской помощи
Для того чтобы увеличить приток специалистов, мы подготовили два нормативно-правовых акта для материальной поддержки молодых специалистов. Они проходят согласования.
Алексей Чуршин
Министр здравоохранения Удмуртии
Одна из этих программ называется «Земский фельдшер». Она призвана привлечь на работу в строящиеся на селе фельдшерско-акушерские пункты. Программа заработает в 2017 году. Молодые специалисты, которые поедут работать в сельские ФАПы, получат единовременные выплаты в размере 500 тыс. рублей. Кстати, согласно данным портала госзакупок, в 2016 году в Удмуртии заключили договоры на постройку 26 ФАПов.

Напомним, подобная программа поддержки действует в Удмуртии для врачей. С 2012 года работать в сельских больницах отправились 393 человека. Каждый из них получил 1 млн рублей «подъемных». Большая часть участников программы продолжает успешно трудиться. Однако, по словам Чуршина, 17 человек отказались от денег и рабочего места в связи с тем, что «тяжело работать на селе».

Причем здесь ФАПы? Дело в том, что не каждый звонок является сигналом экипажу «Скорой помощь» отправляться в путь. У медслужбы существует приоритет вызовов. К категории экстренных относятся сообщения о ДТП с пострадавшими, потере сознания, отравлениях химическими веществами или лекарственными средствами, повешении, утоплении, обширных ожогах, глубоких ранах, острых нарушениях дыхания, остановке дыхания, судорогах, падениях с высоты и так далее. Диспетчеру на станции дается 4 минуты на то, чтобы передать такой вызов бригаде, а та должна добраться до места в кратчайшие сроки.
К срочным вызовам, на передачу которых бригаде у диспетчера есть 15 минут, относятся сообщения о нарушении ритма сердца, сердечных приступах, травмах, попадании в организм инородного тела, кровотечении, обморожении, родах, резком ухудшении состояния человека.
Есть еще неотложная помощь. Это те состояния, которые не требуют непосредственного медицинского вмешательства в данный момент, без явных признаков угрозы жизни. Такие вызовы обслуживаются бригадами, когда нет экстренных вызовов. На неотложные вызовы могут прийти и врачи поликлиник, ФАПов. Это та помощь, которую нужно курировать участковому врачу: назначать лечение, выдавать больничный.
Олег Прузан
Главный врач столичной станции скорой
медицинской помощи
В число неотложных вызовов попадут «скачки» давления, аллергия, головные боли, боли в животе, спине, грудной клетке, гемофилия, высокая температура, пищевые отравления, почечные колики, рвоты, сыпь. Сюда же диспетчеры отнесут острую задержку мочи, внезапное изменение поведения у ребенка до года и обезболивание онкологических больных.

Именно такие сообщения диспетчеры могут передать медработникам в местный ФАП, чтобы не гонять в отдаленный населенный пункт бригаду «Скорой». Это снизит нагрузку на оперативную медслужбу.
Экстренные вызовы
- ДТП с пострадавшими,

- потеря сознания,

- отравления химическими веществами или лекарственными средствами,

- повешение, утопление,

- обширный ожог,

- глубокие и обширные раны,

- острые нарушения дыхания,

- остановка дыхания,

- судороги,

- электротравма,

- падение с высоты выше собственного роста,

- пожар,

- сыпь с высокой температурой у детей.
Срочные вызовы
- нарушение ритма сердца (аритмия),

- сердечный приступ,

- приступ астмы,

- травма,

- инородное тело,

- кровотечение,

- обморожение,

- роды,

- внезапные нарушения двигательной активности,

- резкое ухудшение состояния здоровья пациента (при невозможности уточнения причины обращения).
Неотложные вызовы
- значительное изменение артериального давления,

- аллергия,

- головная боль,

- боль в животе, спине, грудной клетке,

- гемофилия,

- неадекватное поведение,

- почечная колика,

- рвота,

- сыпь,

- высокая температура (если температура не снижается лекарствами),

- острая задержка мочи,

- пищевые отравления,

- внезапное изменение поведения у ребенка до 1 года,

- обезболивание онкологических больных (в нерабочее время поликлиник),

- транспортировка больного по вызову, принятому от медработника.
Начиная работу над темой скорой помощи в Удмуртии, в условиях продолжающейся оптимизации здравоохранения, мы полагали, что результат нашего расследования будет напоминать кадры голливудской антиутопии. Однако всё оказалось не так уж плохо – парк машин обновляется, а штат персонала укомплектовывают. Есть основания надеяться, что вскоре жалоб от жителей станет гораздо меньше, а то и вовсе не станет.