Согласно исследованию «Левада-Центра», также отмечается тенденция ностальгии по временам Советского Союза.
Москва. Исследование «Левада-Центра» о настроениях россиян в 2015 году свидетельствует о распространении депрессии и ностальгии по советским временам. Как пишет RBK, уровень депрессивных настроений за минувший год достиг максимума за все время проведения опросов.
«Россияне в 2015 году все чаще стали замечать, что в окружающих проявляются и крепнут агрессия, ожесточение, страх, обида, отчаяние и зависть по отношению к окружающему миру. Еще сильнее стали проявляться депрессия, астения, усталость, растерянность и одиночество», — пишет издание.
Кроме того, отмечается тенденция ностальгии по временам Советского Союза. Многие россияне убеждены, что проиграли от перемен, происходящих в стране с 1992 года. Пик пораженческих настроений пришелся на декабрь 2014 года, времени первой волны сильного обесценивания рубля. Столь же негативно по отношению к преобразованиям начала 90-х россияне были настроены в конце 1999 года.
Агрессивная антиукраинская кампания на российском телевидении и государственных СМИ задавила всякую идею реформ и модернизации, рассказал директор Левада-центра Лев Гудков. Сама по себе эта кампания, по его мнению, была направлена на дискредитацию внутри страны ценностей демократии и честных выборов, отсюда такое отношение россиян к Европе в частности и Западу в целом, говорит социолог. Антиукраинская кампания, продолжает эксперт, сопровождалась дискредитацией оппозиции как иностранных агентов и носителей чуждого духа.
Что же касается проявляющего себя в последнее время искусственного неотрадиционализма, его природа не в политических предпочтениях, а в подъеме нижних слоев массового сознания, наиболее примитивных образов мышления, уверен социолог.
«Завистливые и закомплексованные образы мышления превалируют. Завидуют в первую очередь коррумпированным чиновникам, которые благодаря своей близости к власти смогли урвать жирный кусок. Отсюда же и ощущение проигравших. Но концентрация на прошлом — это не желание вернуться туда, а лишь форма критики власти», — уверен Гудков.