Закрыть
Невидимое удмуртское кино
О том, как кино на удмуртском языке закончилось на двух фильмах, и о появлении нового медиа.
Диана Ворончихина
Журналист
19 декабря 2018
Первые и, к сожалению, на данный момент последние полнометражные фильмы на удмуртском языке появились в 2011 и 2012 годах: «Узы-Боры» и «Пузкар». Некоторые наверняка скажут, что еще раньше были сняты «Соперницы» (1929 год) и «Тень Алангасара» (1994 год). Однако, на мой взгляд, они не имеют никакого отношения к национальному кино, потому что, если смотреть с языковой точки зрения, то «Соперницы» — это немой фильм с русскими субтитрами, а «Тень Алангасара» снята на русском языке.

«Сусанин» попробовал узнать, почему национальное кино на удмуртском языке умерло, не успев родиться.
Хороший старт
Несколько лет назад в Ижевск изучать удмуртский язык приехал студент из Польши Петр Палган.
В Венгрии, в государственном университете, я впервые познакомился с удмуртами, и мне захотелось побывать в Ижевске. Удмуртский народ скромный, добрый, гостеприимный», - сказал Палган в одном из интервью для ТРК «Моя Удмуртия».
Петр Палган
студент из Польши
Вскоре иностранец заразился идеей снять кино на удмуртском языке, и вместе с активисткой Дарали Лели (Алёна Петрова), которая написала сценарии для двух будущих кинокартин, они начали собирать команду и работать.
источник фото: vk.com/puzkar
Роли в фильмах сыграли как профессиональные артисты, так и люди, никогда этим не занимавшиеся. Снимались актеры бесплатно, а все необходимые расходы на себя взяла польская сторона. Поэтому можно говорить о том, что эти картины появились только благодаря инициативе небольшой группы людей.

Первый фильм «Узы-Боры» («Клубника») вышел в свет в 2011 году. Это романтическая молодежная комедия о Максиме из деревни Гондыргурт, который влюбился в певицу Викторию Ядыгарову. Чтобы познакомиться с девушкой, парень заманивает ее в деревню на концерт. Здесь и завязываются отношения Максима и Вики.
Уже в следующем году вышел второй фильм удмуртско-польской съемочной группы – «Пузкар» («Гнездо»). Это история о трех молодых удмуртских парнях, которые живут в одной квартире в Ижевске. Ребята очень разные по характеру, по взглядам на жизнь. Объединяет их только одно – городская жизнь, обыденные проблемы и, конечно же, любовь.
Несмотря на то, что «Узы-Боры» и «Пузкар» – это любительские фильмы, они совершили большой прорыв и, казалось, дали старт национальному кино, но начатое Петром Палганом дело не нашло своего продолжения.
«Кина не будет»?
Так почему сегодня в Удмуртии больше никто не снимает полнометражные фильмы на удмуртском языке?
По мнению режиссёра фильма «Пузкар», актера Национального театра республики Сергея Наговицына, одной из причин прекращения работы в этом направлении стало «не очень хорошее качество фильмов».
Качество, в свою очередь, зависит от многих факторов. На первое место я бы поставил финансирование. Художественный фильм очень затратная вещь. И в нашем случае, в случае удмуртского кино, не окупаемая. Соответственно, нет спонсоров – нет денег. Казалось бы, можно через национальные проекты. Но по факту выходит, что даже на небольшие короткометражки очень сложно выбить деньги. На полнометражный требуется в разы больше. Два фильма были отсняты на чистом энтузиазме, в основном молодежи. Соответственно, какого-то хорошего качества работы требовать не с кого.
Сергей Наговицын
актер Национального театра республики
Сергей считает, что для развития национального кинематографа необходима поддержка власти, потому что людей, желающих этим заниматься, в республике достаточно.

С тем, что первые удмуртскоязычные фильмы сняты на «голом энтузиазме», согласен и активист Владислав Степанов. Он считает, что это была инициатива одного человека, Петра Палгана, и если бы он не приехал в Удмуртию, то не было бы и этих двух кинокартин.
Почему этого сейчас не происходит? Потому что нет школ. То есть тот импульс, который изначально был задан, он не нашел последователей, людей, которые бы занимались этим. Те кадры, которые сегодня есть в республике, они занимаются удмуртским кино в одиночку.
Владислав Степанов
активист
Заместитель главного редактора по национальному вещанию ТРК «Моя Удмуртия» Сергей Касаткин в свою очередь отмечает, что они готовы поддержать любые начинания. Так, телерадиокомпания сыграла не последнюю роль в появлении «Узы-Боры» и «Пузкар»: помогли ребятам со съемочным оборудованием, монтажом, озвучкой.
Мы за любой кипиш. Всегда готовы помочь всем, чем можем, но в последнее время к нам никто не обращался.
Сергей Касаткин
заместитель главного редактора по национальному вещанию ТРК «Моя Удмуртия»
KorniLove
Действительно, в Удмуртии есть хорошие киношники, режиссеры, которые делают профессиональное видео на русском языке. О них журналист Дмитрий Стрелков рассказал в материале «Кинематограф Удмуртии: есть ли он?».
По словам министра культуры Удмуртии Владимира Соловьёва, финансирования на развитие кинематографа в республике не было и нет. Проектов по поддержке тоже пока не предвидится.

Но несмотря на такую ситуацию те, кто хочет делать кино на удмуртском, тоже не намерены сдаваться. Таким, например, является Денис Корнилов. Он, пожалуй, относится к тем самым одиночкам, о которых говорил активист Владислав Степанов, потому что при работе над своими фильмами Корнилов становится и режиссером, и сценаристом, и оператором, и монтажером.

Так, в 2016 году Денис Корнилов снял короткометражку «Анай» («Мама») о пожилой женщине, которая живет в деревне. Иногда ее навещает сосед, помогает по хозяйству. А она всё ждет приезда сына. Картина задевает за живое и никого не оставит равнодушным, особенно удмуртского зрителя. Потому что многие молодые люди сегодня уезжают из деревни в город, а родители остаются. Посмотреть короткометражку можно на ютуб-канале MrKorniLove.
«Анай» хочется досмотреть до конца, несмотря на явные операторские ошибки, и, вероятно, профессионалы разглядят еще кучу других недочетов. Свои «косяки» Денис видит и сам.
Я попытаюсь оправдаться перед зрителями, – улыбается Денис. – Снимал на две камеры, и за одной камерой никто не следил, поэтому в некоторых местах фокус камеры не всегда там, где должно было бы быть.
Денис Корнилов
режиссер
Молодой кинотворец планирует снимать и дальше, возможно, скоро мы увидим его новые работы.
Если говорить об игровом кино, очень надеюсь, что оно появится в скором будущем. Что для этого надо? В первую очередь энтузиазм. Но и спонсорская поддержка тоже не будет лишней, так как некоторые проекты без этого тяжело или невозможно осуществить. <…> К сожалению, в нашей республике со стороны властей нулевая поддержка.
Денис Корнилов
режиссер
Эль
Павел Эль – еще один самобытный режиссер-любитель, который работает в необычных для неискушенного зрителя стилях – швединг и мамблкор.
Справка
Швединг (sweding) — создание любительских ремейков известных кинолент.

Мамблкор (от англ. mumble - бормотание) — поджанр независимого кинематографа, для которого свойственны низкий бюджет, участие актёров-любителей, а также фокусирование на естественности диалогов.

Источник: Википедия
В кинематографической копилке Павла два фильма на удмуртском языке: «Ещё один день» (2017 год) и «Ambient» (2018 год).
На такое явление в независимом кинематографе как мамблкор я наткнулся случайно. Мне очень нравятся малобюджетные фильмы. Просмотрел несколько и понял, что на данный момент я снимаю в таком же стиле, с такими же приемами. Приглянулось в этом направлении и то, что это по сути тот же любительский кинематограф, но с большой претензией. Понравилось и то, какие идеи вкладывали создатели этого поджанра. И я понимал, что на данный момент у меня достаточно опыта попробовать снять такое.
Павел Эль
режиссер
Павел Эль так же, как и Денис Корнилов, работает один. Сценарий, съемка, постановка и монтаж – всё на нем. В планах режиссёра снять «бессюжетную трилогию» в том же стиле – мамблкор. На мой вопрос: есть ли желание перейти на профессиональный уровень, Эль ответил следующее:
Каждый любитель, мне кажется, хочет подняться на профессиональный уровень. <…> Для этого надо пробовать и пробовать снимать, много смотреть или хотя бы изучать, иметь команду и просто хотеть делать. От количества получается качество. Два этих фильма ещё не показатель. Это сложно, и поэтому сейчас нет таких людей. В одиночку тянуть сложно, возможно, такие люди просто выгорают, вырастают, теряют интерес. Даже любительское кино отнимает много энергии, времени и денег. А отдачи от этого не так много, возможно, как хотелось бы. Многие творческие люди находят другие пути самовыражения. Кинематограф – довольно сложная штука. Даже, может, очень сложная.
Павел Эль
режиссер
«Куара»
Может быть, Удмуртии тоже нужна национальная кинокомпания, как в Якутии, где сегодня процветает производство качественных национальных фильмов?
Многие согласны с тем, что для того, чтобы сдвинуться с места, нужна налаженная структура и поддержка властей. Но есть и те, кто не ждет у моря погоды и сам создает площадку для работы.

Совсем недавно в Ижевске появилась удмуртская общественная организация «Куара» («Голос»). Создали её активные молодые ребята, которые хотят развивать удмуртское медиа.
Для нас медиа – это развитие Youtube-канала, видео и аудионаправления, представление в соцсетях. <…> Сегодня ютуб выходит на первое место, он вытеснил телевизор. И те привычные пути, которые у нас были для развития медиа, они уже не работают на сегодняшний день.
Владислав Степанов
руководитель общественной организации «Куара»
источник фото: vk.com/sharakuara
Конечно, «Куара» — это не совсем про кино, и ребята сами признаются, что снимать фильмы на удмуртском языке пока в их планы не входит. Однако если рассматривать кинематограф как часть культурного просвещения, так почему же к нему нельзя отнести медиа? К тому же члены общественной организации хотят двигаться именно в этом направлении.
Мы предполагаем выпускать передачи информационного характера. Первое – это видеолекции небольшого формата. Второе – это контент развлекательного характера. Третье направление – новостная лента. <…> И следующее направление – это подкасты. Подкасты по музыке и на какие-то животрепещущие темы.
Владислав Степанов
руководитель общественной организации «Куара»
На сегодняшний день инициативная группа уже выпустила две видеолекции.
«Куара» полна энтузиазма, о котором уже не раз упоминалось в этом тексте, но именно он заставляет идти вперед и творить.
Что такое национальное кино Удмуртии сегодня? Это два полнометражных фильма на удмуртском языке, короткометражки и полные амбиций и желания творить люди. Но все упирается в привычное для России «денег нет, но вы держитесь».

Автор материала: Диана Ворончихина
12670