Закрыть
Поиск по тегу: #Удмуртия #Ижевск #Можга
Присяжные заседатели: первое дело в Удмуртии

«Я не могу указать ни одного решения присяжных, которое оставило бы в моей душе впечатление поруганной правды и оскорблённой справедливости»,
А. Ф. Кони.

Подробнее
Суд присяжных — как голос народа. Элемент демократии, отдельный институт в современном праве. Прообразов, «предшественников» у него немало.
Возродили его в России, по временным меркам, не так уж и давно — с принятием последней Конституции в 1993 году. «Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом», — гласит статья 47.
Теперь народ выносит вердикт по справедливости и в рамках закона. А сколько история знает жестоких случаев, когда люди сами, без суда и следствия, решали, какое наказание понесет человек. Удмуртия не исключение. Вспомнить, например, громкое Лудорвайское дело 1928 года, когда местная верхушка кулаки выпорола крестьян деревень Лудорвай, Юськи и Непременная Лудзя за неисправные изгороди для скота, из-за чего животные вышли на пастбища и потравили посевы. К счастью, такой самосуд не остался без внимания, и дело рассматривал настоящий суд. Кстати, именно этот случай положил начало так называемому раскулачиванию.

Обвиняемые по Лудорвайскому делу. 1928 год. Национальный музей Удмуртской Республики.

Спустя почти 10 лет после возрождения института присяжных в Удмуртии состоялось первое заседание с их участием. Историческое событие для региона, не меньше.

Сентябрь 2002 года, Ижевск. В подъезде дома №41 на улице Ворошилова обнаружены два трупа.

Читатель, возможно, удивится, но дело, о котором пойдет речь, не примечательно какими-то загадочными фактами. Имеет оно, если так можно сказать, довольно традиционное начало — конфликт, подпитанный алкогольным «шлейфом».
---------------------------------------------------


Абрис дня или на что способен человек
День. Подсудимый (назовём его Н.) предлагает своему знакомому А., у которого он гостит, «помощь в обмене его однокомнатной квартиры». В присутствии других они обсуждают детали сделки. В разговор вмешиваются будущие жертвы преступника С. и Б., предостерегая товарища А. от необдуманного решения. Словесная перепалка.
Цепочка последующих кровавых событий начинает завязываться.
Поздний вечер того же дня. Вторая случайная встреча оппонентов состоялась в подъезде дома на улице Ворошилова опять же у квартиры их общего знакомого.
Именно эта улица и этот дом позже будут фигурировать в уголовном деле как место преступления.
Снова ссора, потасовка в ход пошли не только слова. В деле будет версия, что С. и Б. накинули на шею Н. шнурок.

Извернувшись из удавки, подсудимый спустится к машине и достанет из багажника двухкилограммовую биту. Вернувшись в подъезд, он яростно изобьет ею мужчин. От мощных ударов бита расколется, но Н. продолжит добивать обломками до тех пор, пока потерпевшие не потеряют сознание. Пришедший на место товарищ оттащит взбешенного друга. «Спустя непродолжительное время он вновь вернулся в указанный подъезд и снова нанес по несколько ударов потерпевшим в область головы и по другим частям тела деревянной палкой и обрезком металлической трубы», говорится в приговоре Верховного Суда Удмуртии от 18 февраля 2003 года.
Судебно-медицинская экспертиза позже установит, что именно травмы головы стали причиной смерти обоих мужчин.
Итог п. «а» ч. 2 статьи 105 УК РФ.
Я посчитал, что раз это дело с участием присяжных первое в республике — должен рассмотреть его я, чтобы потом другим судьям, которые будут рассматривать дела с участием присяжных, я мог дать какой-то совет.
Суханов Юрий Викторович
председатель Верховного Суда Удмуртии
На скамье подсудимых по этому делу окажется человек женатый, отец, который к 33 годам уже не понаслышке знает, что такое протокол, обвинение, суд ему это не впервой. Правда, на этот раз его судьбу будет решать не только судья. Оценивать поступок и взвешивать все за и против, полагаясь на свой жизненный опыт, социальные убеждения, принципы, принятые в обществе, не посягая на юридическую сторону, будут люди простые. Не чиновники и, конечно, не юристы.

«Палладиум личной свободы и политической независимости народной, ревностный страж общественной безопасности и строгий судья злодеяний».
И. Я. Фойницкий о суде присяжных.
С помощью случайной выборки в список для рассмотрения этого дела попадут 120 потенциальных присяжных заседателей. 71 человек не явится. Итого в зале окажутся 49 кандидатов.
От имени народа Вам предстоит принять участие в рассмотрении уголовного дела по обвинению Н., который органами предварительного следствия обвиняется в лишении жизни двух человек <...>. Вы обязаны будете ответить на три основных вопроса и один дополнительный: Имело ли место событие преступления? Совершал ли эти действия подсудимый? Виновен ли он в совершении действий, признанных доказанными? Заслуживает ли подсудимый снисхождения?
обратится председательствующий.

Сегодня законодательство предусматривает 8 присяжных заседателей в судах субъектов и 6 в районных, а также по два запасных. Тогда же нужно было отобрать 12 (плюс двух запасных на случай отсутствия основных).

На последовавшей процедуре отбора свои вопросы людям зададут как судья, так и обе заинтересованные в исходе дела стороны прокурор и адвокат с подзащитным.
Гособвинителями по этому историческому для Удмуртии делу станут Игорь Карпов и Сергей Евсеенко. Игорь Карпов спросит присяжных:

Был ли кто-то из вас когда-то жертвой преступления, повлияет ли это на вашу объективность?
Есть ли среди вас лица, которые когда-либо привлекались к уголовной ответственности? 

Привлекался ли кто-либо из вас за совершение мелкого хулиганства, содержался ли в камере задержанных, может быть, помещался в медицинский вытрезвитель и т. д.?

Есть ли среди вас лица, которые участвовали или участвуют в обмене, купле-продаже жилья?

«У нас был случай по этому делу прокурор раздобыл информацию, что человек привлекался к административной ответственности, хотя сам кандидат в присяжные об этом умолчал. Конечно, кандидат был отведён», рассказал Юрий Викторович.


И вот, после череды вопросов и отводов, присяжные отобраны. История для них начинается с чистого листа о деле они ещё не успели услышать из СМИ, не знакомы ни с кем из потерпевших, не знают, что за человек сидит перед ними в наручниках.
«Волнение было при отборе заседателей, поскольку не было практики в регионе, не с кем посоветоваться всё в первый раз. Смотрел нормативные акты, изучал нормативную базу. Волнение есть тогда, когда рассматриваешь дело и понимаешь, что ты закладываешь судебную практику республики. Я посчитал, что именно я должен заложить эту практику», поделился судья.
Теперь заседателям предстояло принять присягу со словами «Я клянусь!» и выбрать старшину. Ему отводилась роль некого куратора он озвучивал вопросы остальным присяжным, проводил голосование, вёл подсчет голосов. «В последующем все вопросы решались только через старшину: я ему вручал опросный лист, он выходил ко мне с вердиктом и так далее», пояснил Юрий Суханов.


Окончив судебное следствие с участием заседателей, выслушав реплики, последнее слово дадут подсудимому. Он скажет: «Прошу прощения за то, что оторвал у вас так много времени при рассмотрении дела. Я хочу обратиться к потерпевшим, хочу сказать, что да, я виновен, я совершил это преступление. Мне искренне жаль, что все так получилось. Извините меня!».

Последним аккордом перед удалением присяжных в совещательную комнату станет деталь, которой нет в традиционном судебном процессе напутственное слово. Судья напомнит содержание обвинения, уголовную статью, доказательства как уличающие, так и оправдывающие человека, презумпцию невиновности, позиции обвинения и защиты. Председательствующий не выражает своего отношения ни к обвинению, ни к доказательствам и прочему, а озвучивает лишь факты.
В науке до сих пор есть полярные мнения относительно напутственного слова не окажут ли слова судьи того или иного влияния на итоговый результат вердикта. Помимо услышанной информации, коммуникации в судебном процессе, свою роль может сыграть и перцептивная, эмоциональная сторона, рожденная из поведения или речи любого из присутствующих.
Вот некоторая выдержка из напутственного слова Юрия Викторовича:
Прокурор просит признать Н. виновным в убийстве, потерпевшие согласны с позицией прокурора. Адвокат считает, что подсудимый совершил убийство в состоянии сильного душевного волнения, вызванного неправомерными действиями потерпевших <...>. Ваш долг будет исполнен, если вердикт, который вы вынесете, даст ответ, доказано или не доказано обвинение. Напоминаю вам, что подсудимый до вынесения вами вердикта считается невиновным <...>. Сомнения должны трактоваться в пользу подсудимого, но сомнения эти должны быть разумными и неустранимыми <...>. Обвинительный вердикт не может быть основан на предположениях и догадках, он основывается только на доказательствах <...>.
Всё, что происходило в совещательной комнате, все ваши мнения и обсуждения вы не должны разглашать <...>.
Если в течение трех часов вы не придете к единодушному решению по всем поставленным перед вами вопросам, то приступаете к формулированию ответов, принятых большинством голосов. Если ваши голоса разделятся поровну (шесть на шесть), вы должны принять решение в пользу подсудимого».
Присяжные по этому делу придут к единодушию почти по всем вопросам, кроме последнего заслуживает ли подсудимый снисхождения. 11 человек скажут нет, один сочтёт, что заслуживает. Заседатели признают также недоказанным, что действиям Н. предшествовало насилие к нему со стороны потерпевших.
«Как сейчас помню, через 3 часа 10 минут присяжные вынесли вердикт. Он был обвинительный. На все вопросы, поставленные мной, они дали положительные ответы. После этого я выслушал прения сторон и удалился в совещательную комнату для постановки приговора», рассказал Юрий Суханов.

Res judicata!
Процесс с участием присяжных процедура довольно длительная. Однако это дело удастся рассмотреть всего за 14 дней, включая вынесение приговора. 18 февраля судья Верховного Суда Удмуртии огласит: признать виновным и назначить наказание в виде лишения свободы сроком на 18 лет в исправительной колонии особого режима.
Срок не устроит адвоката, он попытается обжаловать приговор.
«Приговор был обжалован в Верховный Суд России. Оставлен без изменения, с моей позицией все согласились», подытожит Юрий Суханов.
Дело окончено.
Наше время
В целом по России дела с присяжными сегодня составляют менее 1% от всей доли уголовных дел, рассказал председатель Верховного Суда Удмуртии Александр Полушкин. При этом как действующий председатель ВС УР, так и уже ушедший на заслуженный отдых сошлись во мнении, что институт этот необходим судебной системе.

«Это мнение народа, тех граждан, которые не связаны с юриспруденцией. Их чувство справедливости может отличаться от чувства справедливости профессионального судьи. И не стоит забывать о правах подсудимого он вправе заявить ходатайство и надеяться на оправдательный вердикт. Присяжные значительно чаще выносят оправдательные вердикты, чем оправдательный приговор выносит судья», отметил Александр Полушкин.


По удивительному совпадению, но именно в день написания этой статьи стало известно, что суд с участием присяжных в скором времени пройдет в Кезском районе Удмуртии. Согласно фабуле дела, мужчина в состоянии алкогольного опьянения до смерти избил своего знакомого. Защита решила, что дело нужно разрешить с участием людей «из народа», и заявила ходатайство. Возможно, адвокат уверен в оправдании своего подзащитного.
Уже 2 сентября 2025 года начнётся отбор кандидатов в присяжные заседатели.


Лирическое отступление
Отходя от основной линии, хочется поближе познакомить читателя с Юрием Викторовичем Сухановым.
Решив однажды попробовать себя в качестве судьи, он в итоге проработал в судебной системе 36 лет, из них почти 24 года председателем Верховного Суда Удмуртии.

Юрий Суханов отслужил три года на флоте, поступил в Удмуртский госуниверситет на юридический факультет, женился: «На 4 курсе мне предложили поучаствовать в выборах тогда на районных судей выбирали так же, как депутатов. И я в марте, будучи еще студентом, был избран судьей Первомайского районного суда».
Про первое дело экс-судья рассказывает с улыбкой. Так случилось, что на долю студента выпал…бракоразводный процесс: «Тогда перед судом была задача сохранения семьи. Я пытался убедить супругов, что-то разъяснял. Ну что, я мальчишка ещё, а они взрослые люди, с высшим образованием! А я их воспитываю, что семья это святое. Но, тем не менее, когда я остался в совещательной комнате, всё-таки принял решение расторгнуть брак, люди осознанно пришли к этому решению. Я очень переживал тогда, что не смог сохранить семью».
Через 4 года Юрий Викторович перейдет работать в суд субъекта. Первое дело уже будучи в Верховном Суде Удмуртии окажется…расстрельным.

Так казалось на первый взгляд: «Я почитал дело, говорю председателю на вышку же тянет! “А ты что хотел? Белыми ручками всю жизнь пробыть? Люди же рассматривают!”. Процесс ожидался в Сарапуле. Я внимательно почитал дело. В итоге рассмотрел его за неделю. И оправдал. Признал действия подсудимого самообороной. Он вынужден был совершить убийство, чтобы сохранить себе жизнь. Правда, другие люди жизнь ему не сохранили. Кто был на стороне потерпевшего личности негативные, они его позже убили». Не у каждого судьи за многолетнюю практику бывают оправдательные приговоры, но у Юрия Суханова он случился. Единственный.
Был в его судейской судьбе не только «почти расстрельный» приговор, но и пожизненный. В свои 20 лет его получил парень, изнасиловавший и убивший девочку.
«Я не смог иное наказание ему назначить», признался судья. Это стало его последним делом перед почетной отставкой и уходом на заслуженную пенсию.
Ну, а то самое дело со сроком хранения «постоянно», о котором шла речь в этом материале, теперь лежит в стенах архива Верховного Суда Удмуртии. Сколько бы ни было дел «после», оно навсегда продолжит оставаться в статусе «первого». И Юрий Суханов останется тем, кто провел первый суд присяжных в Удмуртии.

Автор материала: Анна Торхова
75