Культурное сообщество отреагировало на происшествие на «Ижмаше» в своем ключе.
Ижевск. Удмуртия. Весть об инциденте с незаконно вывезенными с «Ижмаша» 80 автоматами Калашникова в один день облетела весь мир. Эта тема стала одной из самых обсуждаемых не только в официальных кругах и на семейных кухнях, но и в культурном сообществе.
Сам автомат, его силуэт деятели современного искусства уже давно воспринимают как самостоятельный поп-арт-объект. Поэтому сдобренная последними событиями фантазия творческих людей по поводу использования этого символа работает на полных оборотах.
Свое видение в интервью газете «Известия Удмуртской Республики» представил и известный галерист и культуртрегер Марат Гельман.
«Проекты, в которых художники переосмысляют тему оружия, появились уже давно. Достаточно вспомнить великого Энди Уорхола. Я бы предложил инверсию: использовать автомат в качестве мишени. У художника Евгения Митты была прекрасная работа «Разрубленный топор»: оружие, обращённое против себя самого. В Ижевске можно было бы сделать концептуальную акцию «Расстрелянный автомат». Ещё в голову приходят разные пацифистские проекты. Например, приставить автоматы дуло к дулу, выстрелить и посмотреть, что с ними случится.
Для репутации оружейного завода это происшествие с потерянны-ми автоматами, конечно, не слишком позитивно. Но оно прекрасно рифмуется с концепцией постиндустриального развития Ижевска, когда ставка должна делаться не на оборонную промышленность, а на культурное развитие. В одном из заводских зданий может разместиться музей. А в другом здании должны остаться цеха, но производить они должны сувениры на оружейную тематику: например, брелоки-автоматы или подсвечники в форме «калашниковых». Для любителей китча можно выпускать позолоченные модели автомата и так далее. Может быть, при таком раскладе когда-нибудь наступит мир во всём мире. По крайней мере, хотелось бы в это верить», - заявил Гельман.