Закрыть

Химическое оружие будет ликвидировано

09:00, 01 декабря, 2005
Химическое оружие будет ликвидировано
09:00, 01 декабря, 2005
809
0
809
0

1 декабря в поселке Камбарка (Удмуртия) начинает действовать второй российский объект по уничтожению запасов боевых отравляющих веществ (ОВ), которые на момент заключения Конвенции о запрещении химоружия (1993 год) у России были самыми большими в мире - 40 тысяч тонн.

1 декабря в поселке Камбарка (Удмуртия) начинает действовать второй российский объект по уничтожению запасов боевых отравляющих веществ (ОВ), которые на момент заключения Конвенции о запрещении химоружия (1993 год) у России были самыми большими в мире - 40 тысяч тонн. На втором месте были США – 36 тысяч тонн ОВ. В Камбарке, в огромных железнодорожных цистернах, вмурованных в бетонное основание, хранится 6349 тонн люизита, кожно-нарывного отравляющего вещества. Эти запасы должны быть ликвидированы к концу 2007 года.
 Производительность завода по детоксикации люизита – свыше 2500 тонн в год - позволяет выполнить такую задачу без особого напряжения. Тем более, что у России уже есть достаточно большой опыт безопасного и эффективного уничтожения ОВ, который прошел практическую апробацию на первом заводе по ликвидации химического оружия в поселке Горный Саратовской области, где хранилось 1143,202 тонны иприта и люизита. Все эти отравляющие вещества должны быть ликвидированы уже к концу нынешнего года. Иприт, как доложил на осенней сессии международной Организации по запрещению химического оружия в Гааге заместитель руководителя Федерального агентства по промышленности Виктор Холстов, уже фактически уничтожен, а 241,3 тонны люизита пройдут детоксикацию к концу нынешнего декабря.
Кроме того, в России ликвидировано все химическое оружие третьей категории – неснаряженные химические боеприпасы и устройства для их  использования, в том числе и пороховые заряды – общим количеством 330024 единиц, а также химическое оружие второй категории – например, фосген. В эту категорию входят не столь токсичные химикаты, как иприт, люизит, или нервно-паралитические отравляющие вещества типа зарин, зоман и VX-газы, но не менее вредные.
Ликвидированы и семь из 24 объявленных объектов, на которых в советские годы производили химическое оружие, последний – восьмой будет уничтожен до 29 апреля 2007 года. На остальных, как и предусматривалось соглашениями между Москвой и Гаагой, производится конверсия для производства народно-хозяйственной продукции. На двенадцати из них уже получены сертификаты производства коммерческой продукции, на остальных четырех – идет процесс сертификации.
К концу нынешнего года должна вступить в строй и первая очередь объекта по уничтожению химического оружия  в поселке Марадыковский Кировской области, где предусмотрена детоксикация отравляющих веществ, размещенных в артиллерийских боеприпасах и головных частях тактических и оперативно-тактических ракет. Всего на складах этого поселка хранится 6,89 тонны ОВ типа VX-газы. И к 29 апреля 2007 года, как заверил РИА «Новости» Виктор Холстов, там будет уничтожено около 4,3 тысяч тонн этого вещества.
По совокупности три объекта ликвидации ОВ дадут России к апрелю 2007 года более 8 тысяч тонн уничтоженного химического оружия. Москва сможет доложить мировому сообществу о выполнении второго этапа ликвидации своих «отравляющих запасов».
А если учесть, что сейчас бурными темпами идет строительство заводов по уничтожению химического оружия и на других объектах его хранения – в поселке Кизнер (Удмуртия), в поселке Щучье (Курганская область), в поселке Почеп (Брянская область) и Леонидовка (Пензенская область), то есть основание надеяться, что к 2009 году Россия выполнит свои обязательства по третьему этапу ликвидации ОВ – уничтожит 45 процентов запасов. А к 2012 году полностью рассчитается со всей своей «боевой химией».
Это стало возможно благодаря тому, что правительство России в последнее время обратило особое внимание на проблему ликвидации запасов химического оружия. Стало регулярно выделять на эту работу необходимые средства, а их не много – не мало, а требуется, как минимум, 171 млрд. рублей или почти 6 млрд. долларов. Только в 2006 году – 18 млрд. рублей или 600 млн. долларов. Надежда на зарубежную помощь, которая в прошлые годы вдохновляла российских чиновников, и которая, кстати, была обещана мировым сообществом, не сработала.
Особенно наглядно это проявилось на строительстве завода по уничтожению химоружия в поселке Щучье Курганской области, финансировать который взялось правительство США. Оно обещало России, как минимум, 888 млн. долларов на эти цели, но фактически выделило только 10 процентов от обещанных сумм. Да и то несколько лет подряд под надуманными предлогами вообще не выделяло ни цента. Что заставило Кремль пересмотреть свою программу ликвидации ОВ, сделать ставку не на Щучье, где хранится 5456 тонн зарина, зомана и VX-газов - всего 9382 железнодорожных вагона, а на другие объекты. Иначе международные обязательства по уничтожению химического оружия Россией были бы сорваны.
Правда, так, как США, поступают далеко не все страны. Значительную долю средств на строительство заводов по уничтожению химоружия в Горном и Камбарке выделила Германия. Большой вклад в сооружение объекта в Щучье вносит сегодня Великобритания. Помогают Италия, Норвегия, Нидерланды, Европейский Союз, Канада, Новая Зеландия, Чехия,  Польша, Швейцария. Имеются неплохие перспективы, сообщил нам Виктор Холстов, в достижении договоренностей со Швецией, Финляндией, Францией и Ирландией. Вместе с тем, по его словам, при иностранном содействии осуществляется строительство только трех из семи объектов. И, в основном, сотрудничество с иностранными партнерами в сфере химического разоружения проходит в форме поставок оборудования и создания элементов промышленной и инженерной инфраструктуры, монтажных работ, пуско-наладки, обучения специалистов.
Иностранные государства весьма неохотно идут на финансирование капитальных вложений в собственно строительные работы, а эти затраты составляют до 40 процентов всех совокупных затрат на строительство. Также они отказываются финансировать создание объектов социальной инфраструктуры, которая строится в интересах регионов и последующей эксплуатации объектов по уничтожению химоружия. А эти расходы составляют до 10 процентов от совокупной стоимости объектов по уничтожению химоружия.
Но все это уже не играет решающей роли, считает заместитель руководителя Федерального агентства по промышленности. Пуском в строй еще одного завода в Камбарке Россия наглядно доказывает, что даже при небольшой иностранной помощи она в состоянии выполнить свои международные обязательства по уничтожению запасов отравляющих веществ.
 
809
0