Закрыть
Дети под прицелом
О захвате 25 учеников в школе №12 Сарапула в 1981 году
Яна Шамаева
Журналист
13 декабря 2016
Пока кругом неустанно поступают сообщения о новых и новых терактах по всему миру, мало кто знает, что и в Удмуртии, в свое время, тоже произошел подобный случай.

Неприятный инцидент случился еще во времена Советского Союза. 17 декабря 1981 года в Сарапуле двое военнослужащих местной войсковой части №13977 рядовые Ахметжан Колпакбаев и Александр Мельников из Казахстана и Челябинской области захватили 25 учеников 10 «в» класса общеобразовательной школы №12. За освобождение детей они потребовали обеспечить им безопасный перелет в Соединенные Штаты или в любую другую страну.

В преддверии 35-ой годовщины со дня захвата корреспондент информагентства «Сусанин» подняла существующие документы и публикации, посвященные трагическому событию, и выяснила, как все было на самом деле.
В день X в школу вошли два солдата. В то время их появление в стенах учебного заведения никого не удивило, потому что в учреждение частенько заходили выпускники, служившие в Советской Армии.

В полном снаряжении двое неизвестных прошли в вестибюль здания и поднялись на второй этаж, где в дверях учительской столкнулись с директором школы Львом Лапиным, который, увидев их, немного удивился и спросил:

- Что вы здесь делаете?

Колпакбаев и Мельников спокойно, без тени сомнения ответили, что из воинской части украли боеприпасы, а подозрение пало на учеников десятых классов школы №12.
Слухи о таких кражах и раньше доходили до учителей, поэтому директор собрался и повел военнослужащих в классы – первым и последним из них стал 10 «в», в котором на тот момент шел урок биологии. Учитель попросил отложить разбирательство до конца занятия, а сразу после урока военнослужащие снова зашли в класс и заявили, что кражу совершили ученики именно этого класса, а они останутся здесь до приезда прокурора. Есть такой приказ.

Педагог им поверила, оставила, по их просьбе, ключ от кабинета и ушла в учительскую.

«Сразу после ухода дверь закрылась на замок и тишину нарушил звук отсоединяющегося от автомата магазина», - сообщается в материале одной из старых публикаций.

Ахмет показал оружие школьникам, сообщил, что патроны боевые и предложил познакомиться: взял школьный журнал и начал по очереди зачитывать фамилии учеников.
Знакомство остановил стук в дверь директора, который пришел разузнать ситуацию, но в ответ получил, что дверь откроется только с приходом прокурора. Директор постучал еще раз, на что получил грубый ответ террористов:

- Отойди от двери или я разряжу обойму.

А для полного убеждения они разбили короткой очередью штукатурку над верхним косяком двери.

В дверь больше не стучали, все находились в шоковом состоянии, после чего сигналы тревоги полетели в исполком и сарапульское отделение госбезопасности.

Тем временем Ахметжан заставил всех старшеклассников пересесть за задние парты, а окна закрыть картонными планшетами. Чуть позже дверь кабинета биологии открылась и из него вышел паренек Миша Перевощиков. В одной руке у него был боевой патрон, а в другой лист, озаглавленный словом «Ультиматум».
В записке с требованиями значилось:

- Нам предоставить право свободного выезда в США или в другую зарубежную страну;

- До отъезда за нашу безопасность отвечает КГБ;

- Нам предоставляется право свободного выезда;

- К двери не подходить стреляем;

- Даем вам 24 часа;

- В случае невыполнения ультиматума расстреляем заложников.

Задачу перед теми, кто работал в операции поставили следующую: соглашаться со всеми требованиями захватчиков, успокоить, притупить бдительность и обезвредить.

Колпакбаев тем временем не переставал общаться с заложниками и прямо им сообщил:

«Вы, наверное, знаете о международном терроризме. Вы – заложники. Это надежный способ добиться своих требований у верхушки».

Беседу вновь нарушил председатель КГБ и сообщил преступникам, что их требования передали в Москву и они полностью будут выполнены. Также он попросил не трогать детей, иначе злоумышленники ничего не получат.

Через несколько часов ожиданий уставшие и измученные дети стали проситься в туалет и поесть. Террористы решили немного уступить и выпускали их в коридор по 2-3 человека, при этом угрожали им, если те не вернутся.

Для правоохранителей, это были единственные моменты, когда они могли оперативно разузнать у школьников некоторые подробности происходящего за закрытыми дверями.
Спустя некоторое время к захватчикам вновь обратился капитан КГБ Владимир Орехов и призвал Ахмета поговорить лично, а не через дверь. Орехова в класс пустили, посадили за первую парту и направили в лицо ствол автомата.

«Ваши требования мы выполняем, вопрос о выезде за границу практически решен», - сказал Орехов.

После этого потянулись долгие часы переговоров, оформление и переоформление анкет, доставка незаполненных паспортов. Колпакбаеву и Мельникову задавали дополнительные вопросы: кто их будет сопровождать до аэропорта, знают ли их родители и близкие, что они хотят покинуть пределы СССР и понимают ли, что в такие погодные условия (а тогда в городе бушевала метель) они смогут вылететь в Москву только утром.

Преступники уже решили, что их план удался и согласились на просьбу чекистов об освобождении из заложников всех 14 девочек класса.
Около полуночи по школьному радио объявили о готовности загранпаспортов и взамен попросили отпустить всех оставшихся в заложниках подростков, а когда речь пошла о гарантиях перевозки преступников в аэропорт, им объявили, что гарантия – в наличии паспортов.

Захватчики сказали, что отдадут милиции один из автоматов и выдвинули еще одно условие – у школы должен стоять автомобиль, в котором будет сидеть Орехов.

Всех ребят-заложников после этого освободили, а капитан КГБ сообщил, что сейчас террористам принесут паспорта и дадут распоряжение о подготовке машины, при этом он лично будет сопровождать их в аэропорт.

Некоторое время Колпакбаев и Мельников не подавали никаких признаков беспокойства, а 18 декабря в 5:40 утра поступил приказ брать преступников живыми. В 6:00 им предложили сдать оружие, тогда же успешно прошла операция по захвату террористов, в которой, к счастью, никто не пострадал.

Из материалов дела известно, что в отношение террористов возбудили уголовные дела по части 2 статьи 15 («Ответственность за приготовление к преступлению и за покушение на преступление»), пункту «а» статьи 64 («Измена Родине»), пунктам «а» и «д» статьи 255 («Нарушение уставных правил караульной (вахтенной) службы и изданных в развитие этих правил приказов и распоряжений и нарушение уставных правил патрулирования, повлекшее вредные последствия, для предупреждения которых назначен данный патруль»), части 1 и 2 статьи 218 («Незаконное ношение, хранение, приобретение, изготовление или сбыт оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ»), пункту «а» статьи 247 («Дезертирство») и части 3 статьи 206 УК РСФСР («Хулиганство»).

Ахметжан Колпакбаев и Александр Мельников получили срок 13 и 8 лет тюрьмы соответственно. О дальнейшей их судьбе ничего не известно.
Трагическое событие 35-летней давности вспоминали сегодня и в Госсовете Удмуртии. В среду, 14 декабря здесь состоялась встреча с участником освобождения заложников и самими, только давно выросшими «школьниками». Воспоминания приглашенных и новые детали произошедшего захвата – все в записи информационного агентства «Сусанин».
Встреча с участниками освобождения детей-заложников в школе №12 Сарапула в 1981 году

Автор материала: Яна Шамаева
2074