Закрыть

Чем живут и о чем поют «Бурановские бабушки»?

23:36, 27 марта, 2012
23:36, 27 марта, 2012
16440
0
0

Интервью с художественным руководителем коллектива Ольгой Туктаревой.


Ижевск. Удмуртия. Удмуртский коллектив «Бурановские бабушки» едва успев вернуться с отборочного этапа «Евровидения – 2012», уже готовится к выступлению в Баку. Чем живут пожилые певицы в родном селе и как готовятся к конкурсу, рассказала директор Бурановского сельского дома культуры, художественный руководитель ансамбля Ольга Туктарева. 

Вы понимаете, что вписаны в историю Удмуртии? 
Конечно, только непонятно какими буквами еще. 
 
Как вам живется с осознанием этого?
Хорошо живется, я думаю, что надо иногда встряхивать нас. И сильно причем надо встряхивать. Это даже не самомнение, это так сложились обстоятельства. Надо, наверно, чтобы люди понимали, что мы такие же, интересны со всех сторон. 
 
Вы уже выучили какие-то азербайджанские слова?
Нет, но я думаю, что надо. Это признак уважения – поприветствовать, поблагодарить обязательно на их языке. 
 
Какой вопрос журналисты задают вам чаще всего, на какой вы уже устали отвечать?
Спрашивают: как вы думаете, почему вы стали так популярны. Я думаю, что на этот вопрос даже не надо искать ответа. Оно как есть, так есть. Просто сделать надо вовремя выводы из этого, что, оказывается музыка, народная интересна людям, пусть в такой урезанной форме, стилизованной. И молодежь тянется. 
 
Вы почувствовали, что интерес к удмуртскому языку возрос?
Я бы не сказала. Просто мы свои национальные песни искренне, открыто поем, поэтому они интересны людям. Я даже раньше стыдилась иногда признаться, что я удмуртка. 

А вы знаете, что вам сейчас сильно завидуют в национальных регионах, например, в Татарстане?
Это хороший стимул и для них, и для нас. Я не думаю, что это какая-то черная зависть, это стимул для дальнейшей работы. 
 
Вы теперь законодатели мод…
Не знаю. Просто мы оказались в нужное время в нужном месте. Это не говорит, что мы такие уж замечательные, такое стечение обстоятельств. 

Вы читаете сплетни, которые про вас пишут в газетах, в Интернете?
Читаем. Это тоже хорошо, критика нужна. От каких-то ошибок это сдерживает. Бывает, конечно, что обижает, но это хороший опыт. Я научилась не обижаться. Очень легко стало от этого. И я понимаю людей, которые так делают. 
 
Интернет есть в Бураново? Вы им пользуйтесь?
Есть только в школе. Мы не пользуемся, только по работе. Я же директор дома культуры еще. Например, отчеты, только в электронном виде принимают. 
 
Но у вас и твиттер своей есть, и сайт..
Это у нас помощники делают очень хорошие. 

В коллективе у вас никто звездной болезнью не заболел?
Я думаю, что бабушкам это не грозит. Есть помоложе, как я, но, думаю, что и мне не грозит, потому что я почти бабушка. 
 
У вас в Бураново и музей свой есть.
Да, у нас очень богатая история в селе. Там если покопаться, то можно понять почему так происходит. Я считаю, что это все возникло в Бураново не случайно. Раньше оно было центром культурным, много было интеллигенции. Продолжительное время у нас жил первый священник удмуртский Иоанн Васильев. Первый просвещенный удмурт, этнограф, как и Григорий Верещагин. Он прожил у нас 26 лет и, я думаю, что семена были посеяны им и такими крупными удмуртскими просветителями, которые очень много сделали для удмуртской культуры. 
 
А теперь ваш черед наступил?
Это громко сказано. Мы просто средство, чтобы приоткрыть завесу в удмуртскую культуру, а там уже другие должны идти. Как проводники. 
 
А есть кому двигаться за вами?
Молодежь какая сейчас удмуртская интересная растет. Они такие смелые, отчаянные. Мы же очень скромные были. У них есть много возможностей, есть Интернет. У меня много надежд на нашу молодежь. И в Бураново есть такая молодежь. 
 
Вы вкладываете заработанные деньги в церковь. Сколько вы собрали на сегодняшний день?
Мы уже собрали, уже будем строить в мае. От этого ощущение полета.
Мы заложили камень первый в прошлом году. Есть у нас примета, что в високосный год нельзя начинать строить. 
 
Кроме вас туда кто-то вкладывается?
Я думаю, что все включатся, когда это начнется. Люди все равно не верят, пока сколько-нибудь не поднимется. Я уверена в этом. И сейчас вкладывают уже. Кто по рублю, кто по сто.
Часть заработанных денег отдаем бабушкам, часть – вкладываем в дом культуры.
Министерство культуры обещало нам ремонт в клубе и костюмы пошить для детей. 

К вам приедет целая группа хореографов и костюмеров. Чем они будут здесь заниматься?
Это нужно и они прислушиваются к нашему мнению. Спрашивают какие движения в удмуртском танце. Я бы не сказала, что они нас ломают, они только поправляют. Они очень чувствуют бабушек. 
 
Вы распеваетесь удмуртскими песнями? 
Конечно, бабушки же этим живут. Я не думала, что они тяжело будут воспринимать чужие песни, но заблуждалась. Они очень чуткие на любую песню. Если им нравится, что они могут ее превратить в народную.
Сейчас идет много разговоров о том, как капитализировать ваш успех, чтобы Удмуртия заработала на вашей популярности. У вас в Бураново что-то изменилось с тех пор, как вы стали появляться на российской сцене?
Как жили, так и живем. Мы не хуже других деревень живем, и не лучше.

По материалам сайта «Аргументы в Ижевске». 
16440
0