Закрыть

Прямая линия


Алексадр Нестеров
15

Алексадр Нестеров

Должность: Замминистра природных ресурсов Удмуртии

Сегодня, 27 мая, в редакции газеты «Известия Удмуртской Республики» проходит «круглый стол» по проблемам водоснабжения Ижевска. Обсуждение ведут: замминистра природных ресурсов Удмуртии Алексадр Нестеров, замглавы Администрации Ижевска по градостроительству Владимир Нестеренко, доцент ИжГТУ Александр Татура, руководитель Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике Владимир Григорьев, директор МУП «Ижводоканал» Марат Зиятдинов, главный технолог МУП «Ижводоканал» Наталья Помосова, руководитель Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике Николай Забродин, замглавного врача Центра гигиены и эпидемиологии Удмуртии Рустам Гареев, инженер-гидробиолог УдГУ Ирина Кардапольцева, главный геолог ООО «Ижевская гидрогеологическая экспедиция» Дмитрий Севанько, директор ООО ТНГ Ижгеофизсервис Владимир Иванов, директор ООО «Макс» Сергей Максимов, директор ООО НПП Геомониторинг Иван Головков, директор ООО «Агенство природоохранных технологий» Лариса Абрамова, директор ООО «УралПромКомплект» Вадим Багиров, начальник производственной лаборатории ЗАО «Серебряные ключи» Елена Воронцова, ООО «Увинская жемчужина».

Прямая линия проводится 27-28 мая

Энвиль Касимов спрашивает:

Выводы Энвиль Касимов: Ижводоканал работает и заготовил реагенты. Республика выделила на решение проблемы водоснабжения около 10 миллионов рублей. Проблема воды актуальна и надо ей заниматься. Как один из альтернативных источников – подземные воды. Мы получим от Минприроды данные по разведанным запасам и прогнозным и мы их опубликуем.

Ответ:

Энвиль Касимов: Ижводоканал работает и заготовил реагенты. Республика выделила на решение проблемы водоснабжения около 10 миллионов рублей. Проблема воды актуальна и надо ей заниматься. Как один из альтернативных источников - подземные воды. Мы получим от Минприроды данные по разведанным запасам и прогнозным и мы их опубликуем.

Николай Забродин спрашивает:

Хватит ли запасов реагентов?

Ответ:

Наталья Помосова: Мы рассчитываем на весь период цветения водоема, это около полугода. 

Владимир Григорьев: на самом деле один из самых крупных загрязнителей - это Водоканал. Вы даже не тянули плату за загрязнение окружающей среды.

Участники стола спрашивает:

Летом будет запах?

Ответ:

Наталья Помосова: Постараемся, чтобы не было. Мы уже закупили реагенты для дезодорирования. В этом году жалоб от населения нет. Что касается реагентной обработки воды, уже начали добавлять дозы веществ. Только на станции «Ижевск - пруд» мы применяем 7 реагентов, если бы не было запаха, надо было бы всего 4. 

Кроме того, снижена производительность станции воды «Пруд - Ижевск» за счет форсирования камской станции. Это тоже плохо, потому что это проблема не одного года, мы даже не знаем, что будет в этом году. И если есть подземные воды, то давно пора их уже разведать и добывать.

Участники стола спрашивает:

Почему Ижводоканал не продает бутилированную воду?

Ответ:

Марат Зиятдинов: у нас была такая идея. Есть и скважины хорошие у нас.

Участники стола спрашивает:

Как привлечь инвестиции?

Ответ:

Андрей Коновал: Проблему надо решать сетевого хозяйства. Но не делать это де-факто как в случае с теплосетями.
Энвиль Касимов: Контроль за приватизацией или передача в аренду должна всеми контролироваться.
Марат Зиятдинов: мы четко должны понимать, что есть позитивный и негативный опыт как в МУП, так и в государственно-частных партнерствах. Это всего лишь выбор пути развития.
Александр Нестеров: Пришло письмо по Комитету по экологии Госдумы. Они просят нас предоставить данные по использованию воды поверхностной для привлечения частных инвестиций. Они говорят - хотите, пожалуйста.
Владимир Нестеренко: Ежегодно на все регионы выделяется 3 миллиарда на водоснабжение. Это на все регионы. Других механизмов получения федеральных денег нет. Но и это только при условии софинансирования. Работа идет по всем направлениям регулярно, в том числе по программе водоснабжения Ижевска.

Участники стола спрашивает:

Сколько стоит вода?

Ответ:

Марат Зиятдинов: В Оренбурге 75% добывается из подземных источников. У них тариф превышает 17 рублей за кубометр. Это связано с тем, что у них очень большие затраты электроэнергии на подъем воды. У нас тариф 7,23 рубля. Мы работаем в убыток.
С учетом того, что мы давно работаем в убыток, тариф должен быть экономически обоснованным - это около 14 рублей без НДС. Это позволит выполнить капремонт и все свои программы.
По итогам первого квартала нам должны около 400 миллионов рублей, мы должны с учетом кредитного портфеля 250 миллионов рублей.
Кроме того, падает водопотребление плюс большие потери.
Чтобы исправить ситуацию нужно заниматься сетями.

Владимир Григорьев спрашивает:

Владимир Григорьев: Сколько у нас операторов на рынке добычи воды?

Ответ:

Представитель «Удмуртской жемчужины»: Примерно 11 предприятий в Удмуртии, которые могут составить альтернативу водопроводной воде. Причем на бутылированную воду требования качества гораздо выше.

Николай Забродин спрашивает:

Сколько скважин артезианских в Удмуртии?

Ответ:

Николай Забродин: Их больше 850 учтенных. Из существующих нормальной воды практически нет.
Владимир Григорьев: То, что поставлено на баланс государства - это воды питьевого качества.
Бор не встречался до 90 годов. В 60-х годах скважины бурили, чем глубже, тем лучше, а бор как раз идет снизу. Если отрезать низ, то вода будет питьевого качества. На само деле у нас 2500 скважин, но не все из них на балансе. На сегодняшний день открывается проблема - частное бурение: частники бурят где хотят и как хотят. Раньше существовал регламент, давалось заключение. Сейчас этого нет. Это пробел в законодательстве.
Энвиль Касимов: надо понять кем зажимается проблема и что нас сделать на региональном уровне.

Энвиль Касимов спрашивает:

Что сделать, чтобы в Ижевске появилась качественная вода? Можем ли мы забирать воду из подземного водохранилища или построить новый пруд?

Ответ:

Александр Нестеров: мы отработали. Провели конкурс, на 2011 - 2012 год изыскали 12 миллионов рублей от федерации на поиск подземных вод.
Владимир Григорьев: у нас сейчас потребление подземных вод в промышленных целях составляет
Николай Забродин: В республике нет нормальной артезианской воды. Она загрязнена нитратами или бором. Убрать его практически невозможно. Когда Серебряная вода и Водица обследовали скважины, они установили это. Вся вода у вас на столах минеральная - после вторичного осмоса, это не природная вода.
Владимир Григорьев: по моим данным на территории УР разведано источников на 200,9 тысяч кубометров в сутки.
Геолог: Это разведанные запасы воды для Ижевска. Мы каждые 10 лет это делаем. В 1999 году 11 площадок в Ижевске разведали, сегодня используется только одна. Никому они не интересны. Некоторые используются нелегально.
Владимир Григорьев: проблема добычи подземных вод существует для нефтяных регионов. У нас можно и для снабжения Ижвска проблем нет. Даже копейки денег бюджетных не понадобиться, но нужны условия для развития бизнеса, я точно знаю, что он зажимается у нас.

Владимир Григорьев спрашивает:

Я давно предлагаю запретить водозабор из пруда, потому что он не первой категории.

Ответ:

Александр Нестеров: мы можем запретить только если, водоем будет 4 категории.

Александр Нестеров спрашивает:

Александр Нестеров: нельзя говорить, что нам поступает техническая вода. Со станции вода выходит нормальная. Надо отдать должное, люди в Водоканале делают все возможное и невозможное, чтобы очистить воду. Что дальше это другой вопрос. Нельзя говорить, что пруд не сможет обеспечить город. Сейчас все ученые говорят о мировой проблеме сине-зеленых водорослей. Они говорят, что конкретных способов лечение таких прудов нет. Есть один выход – очитка от накапливающейся органики. Других путей пока нет. По хлорелле. Это продукт хороший, но он работает только на мелких водоемах. Запах нам дает водосль ацелластория, она за три года выросла с 5 до 95% и вытеснила водоросли, которые не дают запаха.

Владимир Григорьев спрашивает:

Надо разбираться в причинах. Посмотрите, что происходит на подобных объектах. Техногенное воздействие на Пудемском пруду минимальное, а качество воды еще хуже. Почему? Пока мы даже не знаем, что с этим делать. Ученые говорят – это очень старый пруд. Идут естественные процессы. Не надо обманывать себя и людей – качественное водное сырье мы не получим из пруда. Цивилизованный мир уже давно ушел от этого, но проблема в цене.

Николай Забродин спрашивает:

Население Ижевска сегодня волнует запах от гибели сине-зеленых водорослей. Прогноз по их росту превышает показатели 2009 года. Это может привести к тому, что в июне произойдет взрыв.

Энвиль Касимов спрашивает:

Откуда проблема?

Ответ:

Энвиль Касимов: Водоканал оказался заложником политики. Сегодня мы по воде боимся что-то делать.

Николай Забродин спрашивает:

Николай Забродин: по всем положениям «Ижводоканал» должен выпускать воду соответствующего качества. Есть СанПиН. Какой процент на сегодняшний день подается жителям Ижевска?

Ответ:

Наталья Помосова: Вся вода соответствует нормам. Со станции водоподготовки вода по всем показателям выходит соответвующая нормам. По водопроводным сетям города: по микробиологическим показателям давно не превышали 2% разрешенных нестандартных проб. Что касается физико-химических показателей, есть проблемы. Процент нестандартных проб до 30%. Но это проблема не станции водоподготовки, а труб. Это вторичное загрязнение. У нас 80% стальных труб. Сети построены в 70-х годах. Если жители жалуются, то мы стараемся устранить все проблемы. 

Марат Зиятдинов: то, что мы имеем сегодня, накапливалось годами и это наша общая проблема.

Прямая линия уже закончилась.