Экспертное мнение: что принесет новый закон о политических партиях?
Ижевск. Удмуртия. Госдума России приняла президентский закон об упрощении процедуры создания политических партий. Этот документ, в частности, снижает с 40 тысяч человек до 500 минимальную численность членов партии, необходимую для регистрации.
Как повлияет принятие закона на либерализацию политической системы и количество партий, прокомментировали политики, работающие в Удмуртии.
Депутат Госдумы от Удмуртской Республики Бекхан Агаев:
Закон о политических партиях и 16 поправок к нему, безусловно, открывают двери в большую политику самым широким слоям населения. Он принят, несмотря на возражения и протесты, в данном случае, по большей части, парламентской оппозиции. Понятно, что расширение политического фронта ударит по основным партиям. И опасения оппозиции понятны и объяснимы. Наверное, и «Единая Россия» что-то потеряет. Ведь на последних выборах думских отсутствие графы «Против всех» аккумулировало весь электорат, который в силу объективных и субъективных причин решил не поддержать «Единую Россию», у оппозиционных партий. Если отследить динамику популярности «Справедливой России» с августовского периода до декабрьского, то они совершили совершенно беспрецедентный скачок от 5% до того, что они получили. На таком коротком временном отрезке это ничем другим не объяснимо.
Понравилось в принятых поправках, что по настоятельной просьбе оппозиции, будет запрещаться дублирование названий партий, и, наверно, самое главное, что закон вступит в силу в максимально короткие сроки – сразу после опубликования. Из ограничений для партий отмечу приостановление деятельности партии, которая в течение 7 лет не занимается активно политической деятельностью. Еще одно ключевое новшество, которое с моей точки зрения, очень либерально – это то, что при регистрации партий Минюсту будет сложнее отказать им в регистрации и, более того, они должны будут отреагировать на те нарушения, которые есть в уставных документах и подсказать что изменить.
История нам подсказывает, что партий будет много и разных. В 1995 году, если я не ошибаюсь, их было 147. Поэтому, поживем – увидим.
Депутат Государственного совета Удмуртии, секретарь Молодежного Регионального Собрания Алексей Вахрушев:
Вопрос достаточно сложный. По моему мнению, партий могут быть сотни и тысячи, но реальной силой, которая могла бы оппонировать существующим, должна быть мощная единая политическая партия: левая, правая или центристская – это не важно.
Закон хорош тем, что увеличит количество жителей региона, заинтересованных в развитии республики, повысит гражданскую активность.
По закону, чтобы создать политическую партию нужно 500 человек. Естественно, их с его принятием количество увеличится. Соответственно, активность гражданская повысится и это правильно, потому что последние выборы уже показали рост активности (на избирательные участки пришли 65,3% россиян, имеющих право голоса). С принятием закона о политических партий, я думаю, это количество увеличится и, соответственно, не будет недовольных итогами выборов. Диалог общества и власти будет более эффективным.
Председатель постоянной комиссии по экономической политике, промышленности и инвестициям Государственного совета Удмуртии Андрей Гальцин:
Мы это уже проходили всё, когда бюллетень был похож на свиток. И «диванные» партии мы уже тоже проходили. Поэтому, я пока не сторонник этих инициатив. Определенная либерализация может быть с точки зрения уменьшения барьера прохождения в Государственную думу с 7% до 5%, как сейчас сделано. Все нужно пережить. Я думаю, что мы еще не исчерпали лимит возможностей действующих партий, всех которые существуют.
Речь, в любой ситуации, идет о том, как эти партии работают. Если они вызывают интерес у избирателей, то они привлекают в свои ряды сторонников. А если партия не работает, то неважно сколько их создано. Тогда появляется вариант «гламурных партий», партий с глянцевой картинкой, суть которых не в том, как они работают, а в том, как они презентуются. Поэтому я пока не поддерживаю в таком виде полную либерализацию. Особенно, численность когда восстанавливали, представительство в более, чем половине субъектов - это была благая идея подтолкнуть партии к процессу создания собственных организаций. На это бы обратить внимание лучше.
Вернуться назад