Спонсор этого поста — мой 18-летний племянник со словами: «Посмотри «Слово пацана» и скажи, что это плохо».
Посмотрела. Не соглашусь)
Но наша с ним дискуссия по поводу сериала, как и общественная, лежала в плоскости смыслов и, прости Господи, РОМАНТИЗАЦИИ.
(слово 2023 года в России, так вижу)
С одной стороны, я рада — у нас вырос неплохой парень, который считает, что романтизировать бандитизм и насилие нельзя.
С другой стороны, считаю, что:
а) художественное произведение не может заставить тебя как-то не так вести, совершать преступления и проч.
Ролан Барт, Сёрен Кьеркегор и прочая структуралистская и постструктуралистская компания много говорили о «смерти Автора» и субъективности интерпретаций текста.
Попросту говоря: мы сами вкладываем смысл в увиденное/прочитанное/услышанное. Каждый интерпретирует исходя из своего опыта, знаний, предпочтений и так далее.
Поэтому, если вы видите в «Слове пацана» романтизацию и настойчивые призывы быть с пацанами, а не с чушпанами, возможно, не стоит кричать о запретах и безвкусице, а задать вопрос себе — почему я вижу то, чего не видят другие? Почему другие не хотят идти убивать после этого сериала, а во мне он порождает агрессию? Как настроена моя оптика?
б) мы вообще все не о том говорим, когда обсуждаем сериал.
С пеной у рта делимся на лагеря: плохой/хороший, романтизировать/поучать, для ностальгии/для будущих поколений, запрещать/не запрещать.
(и сами становимся чисто уличными бандами: «не заходи на нашу территорию, мы тебя слушать не будем, сразу будем гасить»)
Вместо того, чтобы задать самый главный (и недооценённый в наше время) вопрос — ПОЧЕМУ?
Почему «Слово пацана» стал таким популярным сериалом?
Почему последние несколько лет зумеры, да и не только они, так часто обращаются к эстетике и культурному коду конца 80-х и 90-х?
Это ведь не с сериала Жоры Крыжовникова началось. Ещё три года назад были песни DEAD BLONDE и Стереополины, тренд в ТикТоке на «жену бандита» под песню Би-2, очередная волна популярности «Бригады».
Что они (да и мы) пытаемся компенсировать? Нам чего-то не хватает, мы чувствуем неопределённость и поэтому ищем опору в прежнем опыте? Или тут что-то ещё?
Я не дам ответа на эти вопросы. По крайней мере пока. Они тянут вполне себе на фундаментальное исследование, которое может вылиться в диссертацию (возможно, мою))
Но предлагаю помнить: дело ведь не в сериале, и не в хайпе, а в том, что он во всех нас обнажил. Иногда это и есть самое интересное.
А иногда — и самое страшное.
P.S. Мой традиционный киноразбор сериала тоже будет, но через пару недель, когда выйдут все серии и я смогу уже судить о нём, как о цельном произведении.
* Заметки в блогах являются собственностью их авторов, публикация их происходит с их согласия и без купюр, авторская орфография и пунктуация сохранены. Редакция ИА «Сусанин» может не разделять мнения автора.